Шедевры Фёдора Шехтеля

К 160-летию великого архитектора, основателя русского модерна – последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы.

Фёдор Шехтель – один из самых востребованных и известных архитекторов начала XX века, создатель русского модерна. Элегантный особняк Рябушинского у Никитских ворот, здание Ярославского вокзала, похожее на древнерусский терем, «готическая» типография Левенсона в Трёхпрудном переулке, роскошный «замок» Зинаиды Морозовой на Спиридоновке и десятки других известных московских работ. Большинство из этих шедевров архитектуры мы знаем, видели или читали о них. Но Шехтель создавал свои произведения не только в центре старой столицы.

Ярославский вокзал.

Фёдор Шехтель: Архитектура как искусство воплощает в себе духовный мир всех эпох, и проникновенный зодчий, претворивший в своём произведении переживаемую им эпоху, завещает этот подлинный документ грядущим векам.

Особняк Зинаиды Морозовой.

Один из шедевров Шехтеля находится на самой окраине современного Западного округа Москвы. Причём именно шедевр, так как это единственное творение архитектора, созданное в дереве.

Отправляемся в Ново-Переделкино: Чоботовский пр-д, д. 4, стр. 1. Здесь находится Дача Левенсона. Небольшой деревянный особняк, выполненный в старорусских традициях, увенчан башенкой с петушком и похож на сказочный терем. Кстати, примерно в это же время Шехтель работал и над своим другим проектом – зданием Ярославского вокзала. Если присмотреться, то можно увидеть, что оба проекта: и небольшой особняк в Чоботах, и масштабный вокзал – напоминают друг друга. Дело в том, что на рубеже XIX–XX веков Шехтель стал развивать национально-романтическую ветвь модерна в русской архитектуре. Отсюда и древнерусские формы его некоторых новых произведений. «Нечто своё, стоящее того, чтобы показать иностранцам», – восторженно писали о работах Шехтеля московские газеты того времени.

Дом, украшенный башенкой со сказочным петушком, является родоначальником национально-романтической ветви модерна в русской архитектуре.

Иностранцы новый русский стиль увидели и тоже высоко оценили: несколько павильонов в стиле дома в Чоботах были с триумфом представлены Шехтелем в павильонах России на международной выставке в Глазго. За эти терема Шехтель получил звание академика архитектуры.

Живописное местечко вблизи берега Сетуни принадлежало известному книгоиздателю А.А. Левенсону. Ровно 120 лет назад Александр Александрович обратился к архитектору с просьбой придумать для его будущего загородного дома «нечто исключительное». Фёдор Осипович с интересом взялся за новый проект и через несколько месяцев создал в подмосковном лесу настоящий дом-сказку в неорусском стиле, а внешнее оформление здания собственноручно дополнил оригинальной росписью.

Здание построено в 1900 году на возвышенности, среди зелени, над рекой, а за прибрежными зарослями ольхи – купола Преображенской церкви.

После революции до 1980-х годов на даче жили по 8–12 семей. В годы перестройки домик пустовал и нуждался в реставрации, которая была произведена Главным управлением охраны памятников в 1994– 1997 годах.

В наше время особняк реконструировали, и теперь он входит в список объектов культурного наследия федерального значения.

За любую работу Шехтель брался с искренним удовольствием. Архитектура для Фёдора Осиповича была делом всей его жизни. «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет, и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен – как часы, не заводимые аккуратно и постоянно» (Из письма Фёдора Шехтеля Антону Чехову, 15 марта 1893 года).

Отсутствие работы стало настоящей трагедией для человека, преданного своему делу. После революции семья Фёдора Осиповича лишилась собственного дома. Прославленный архитектор практически остался без работы и средств к существованию, а назначенной пенсии не хватало на элементарный быт и лекарства для больной туберкулёзом дочери. В одном из последних писем издателю И.Л. Сытину Шехтель просит помочь продать сохранившуюся семейную коллекцию живописи: «Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича. (…) Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист».

Фёдор Осипович Шехтель умер 7 июля 1926 года, похоронен на Ваганьковском кладбище. 7 августа мы отметили 160-летие со дня рождения великого российского зодчего, основателя русского модерна – последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы. Великолепной Москвы эпохи Серебряного века.

А сказочный терем на Западе Москвы в настоящее время – резиденция посла Сирии, находится на закрытой территории. К зданию можно попасть с экскурсией, но внутрь дома попасть нельзя: экскурсия ограничивается только осмотром дома снаружи. В доме существует комнатка с документами, повествующими о его истории и судьбе.

-- Олег Рассохин, фото: Кирилл Журавок


← 29 сентября лауреаты фестиваля «Журавли Победы» выступят в Музее Победы

→ В УВД по ЗАО состоялось очередное заседание членов Общественного совета