На «Мосфильме» вручили «Золотых орлов» за 2019-й год

Раз в году «Мосфильм» наводняется толпой нарядных кинематографистов, светских львов и львиц и даже чиновников от культуры. Например, для нового министра культуры Ольги Любимовой именно «Золотой орел»-2020 стал первым официальным выходом на публику. Министром она стала после нескольких лет руководства Департаментом кинематографии, так что из всех искусств для нее самым изученным является именно кино.

Сама церемония традиционно проходит в самом большом - Первом - павильоне «Мосфильма». Кинематографисты постарше непременно пускают слезу, оказавшись в этих стенах - каждый там снимался или снимал. Да и нынешние создатели кино в массе своей предпочитают новым кинопроизводственным базам «Мосфильм». Например, художник Владимир Гудилин, получая «Золотого орла» за свою работу в фильме Валерия Тодоровского «Одесса», сказал: «Работать с мосфильмовцами - это удовольствие. Декорации к «Одессе» изготавливались на «Мосфильме». Я каждое утро приходил и радовался, как растет наш «город».

Александр Петров в фильме Клима Шипенко «Текст». За эту роль актер получил «Золотого Орла» на нынешней церемонии.

«Одесса» оказалась одним из фаворитов академиков, они отдали фильму Тодоровского четыре приза: за лучшую работу художника (В. Гудилин), лучшую музыку (Анна Друбич), лучшую женскую роль второго плана (Евгения Брик) и лучшую работу оператора (Роман Васьянов). Но основное соревнование шло между фильмами «Т-34» Алексея Сидорова и «Текст» Клима Шипенко. Комический момент этого соревнования заключался в том, что главные роли в обоих фильмах исполнил актер Александр Петров. Вышедшая вручать приз за лучшую мужскую роль Ингеборга Дапкунайте пошутила: «Если бы мне надо было объяснить инопланетянину, что такое приз за лучшую мужскую роль, я бы сказала, что есть комиссия, она смотрит на мужчин в кино и отбирает некоторых - получается номинация. А потом премию просто получает Александр Петров...» И премию таки получил Александр Петров! За работу в фильме «Текст». Сам «Текст» стал лучшим фильмом 2020-го по версии академиков.

Это снова Александр Петров, но уже в фильме Алексея Сидорова «Т-34». С ролью в этом фильме он тоже номинировался на премию в категории «Лучшая мужская роль», но выиграл сам у себя с ролью в фильме «Текст»...

Еще в номинации «Лучший фильм» фигурировал «Бык» Бориса Акопова, получивший в июне 2019-го года гран-при фестиваля «Кинотавр», а исполнитель главной роли в этой картине Юрий Борисов номинировался в категории «Лучшая мужская роль», но без наград остались и фильм, и актер. Между тем, это очень яркий дебют, продемонстрировавший умение молодого режиссера снимать «ретро». Правда, совсем недавнее («Бык» воскрешает события 90-х), но тем не менее.

Напомним, что «Золотой орел» имеет репутацию цеховой премии кинопроизводственников, поэтому расклад призов на ней всегда существенно разнится, например, с результатами голосования киноведов и кинокритиков, которые незадолго до этого вручают свои премии «Белый слон». По их мнению, лучшей картиной прошлого года стала «Дылда» Кантемира Балагова.

«Золотого Орла» за вклад в российский кинематограф Никита Михалков вручил своей партнерше по фильму «Жестокий романс», замечательной актрисе Алисе Фрейндлих.

Вслед за американским «Оскаром», наш «Золотой орел» отказался от ведущих, и без их конферанса церемония приятно сократилась. Ведь неотъемлемая часть этого праздника на «Мосфильме» - бурные встречи, общение кинематографистов, демонстрация и обсуждение вечерних нарядов - а это происходит до и после официальной части, и на это нужно время. Раньше «Орел» затягивался за полночь, а нынешняя церемония порадовала компактностью. Едва ли не самым трогательным ее моментом стало вручение Приза за вклад в российский кинематограф Алисе Фрейндлих. Для вручения награды на сцену поднялся Никита Михалков, все вспомнили фильм «Жестокий романс», где актриса сыграла одну из самых значительных своих ролей - Хариту Игнатьевну Огудалову, а Михалков - обаятельного обманщика Паратова. Алиса Бруновна проявила удивительную скромность, сказав, что ее вклад в кинематограф значительно меньше вклада кинематографа в ее судьбу. Это тот случай, когда позволительно опровергнуть слова этой умной женщины. Ее героини вошли в число любимых и цитируемых персонажей отечественного кино. И почетный «Золотой орел» в ее случае приземлился как никогда по адресу.

-- Марианна Крушинская Фото: Mosfil.ru, кадры из фильмов «Текст» и «Т-34», www.OK-magazine.ru


← Каток парка 50-летия Октября приглашает на лёд фигуристов и хоккеистов

→ В РАНХиГС прошёл завершающий тур олимпиады для учеников Президентской академии