Сам себе репортёр. В музее-панораме «Бородинская битва» проходят мастер-классы по фотографии

Уроки визуального искусства для посетителей музея проводит известный фотограф, журналист- международник Ольга Ингуразова.

Гости новой музейной локации – гостиной вступают в диалог с лектором, вместе они обсуждают историю мировой и отечественной фотографии, открывают законы жанра фоторепортажа, определяют способы передачи информации подрастающему поколению.

- Первая лекция носит ознакомительный характер, к практическим занятиям мы перейдем в следующие выходные марта, - рассказывает автор проекта, фотодокументалист Ольга Ингуразова. - Сегодня у каждого есть мобильный телефон с камерой, и, значит, каждый становится фотографом – репортером. Как не потеряться в море визуальной информации, каковы этические нормы ее подачи в социальных сетях, что делает имидж той или иной страны позитивным, в чем состоит ответственность автора кадра перед зрителем? Наши уроки дадут ответы на эти и многие другие вопросы».

По мнению Ольги Ингуразовой, снимок по-настоящему хорошим делает не талант фотографа, а его опыт, так называемая, «насмотренность» –знакомство с работами мэтров кадра. Человек, берущий в свои руки камеру, должен быть честен с самим собой. Нужно любить то, что ты делаешь, уметь видеть, искать, находить, но главное - снимать и снимать… Ольга Ингуразова убеждена, что качество техники значения не имеет, скоро «камера будет вживлена в глаз человека», а без ежедневной работы талант увядает, сходит на нет. Уроки фотографии в музее-панораме «Бородинская битва» должны научить будущих фотокоров передавать эмоции через кадр и правильно строить визуальное повествование. Свою беседу с посетителями лекции Ольга начала с краткого экскурса в историю военной фотожурналистики. Она, кстати, и сама начинала как военный фотожурналист. Потому знает не понаслышке, как важна ответственность автора снимка за свою работу. Фотограф становится участником событий, он выбирает точку зрения и нужный ракурс, делает снимок документом эпохи. Кадры решают все, сегодня визуальная информация важнее текстовой. В этом, кстати, убеждены все участники мастер-класса в музее-панораме «Бородинская битва». Так, Анна из района Свиблово и ее мама Ирина Фёдоровна, считают, что в подаче визуальной информации всегда присутствует некая тенденциозность, главное, чтобы цель у фотографа была добрая. Очень поучительна в этом отношении, по мнению Ольги Ингуразовой, история первого военного фотокорреспондента Роджера Фентона, снимавшего Крымскую войну в духе Викторианской пропаганды. Он потратил 350 из 700, выделенных ему стеклянных пластин для фотографий, на кадры быта и отдыха солдат. Фентон должен был создать «позитивный образ войны», без трупов, крови и боли. Потому в объектив его камеры попадали лагерные стоянки, окопы и батареи, а на поле боя он видел только пушечные ядра и глубокие колеи от телег. На снимках Фентона нет убитых и раненых, что объясняется технической задачей, поставленной перед фотографом правительством Англии. «И все же вполне мирные фотографии Роджера Фентона стали сенсацией, мир увидел лица героев и запомнил их навсегда, - говорит Ольга Ингуразова. - Сейчас мы уже не снимаем чернуху ради чернухи, как это было в отечественной фотожурналистике в 90-ые годы прошлого века, мы возвращаемся к истокам– к поэтичности кадра, к личной ответственности фотографа за форму подачи информации». Лекцию продолжил разговор о законах постановочного кадра, о том, чем такая постановка оправдана. Удалось обсудить и возможности мэтров мировой фотографии в создании имиджа современных политиков. Подробно остановились на творчестве английского фотографа Платона, известного серией портретов лидеров мировых держав: от Обамы до Ахмадинежада. На съемку Платону отводилось от 15 до 60 секунд, снимал он своих героев, усаживая их на специальный куб, что вызывало у политиков легкий испуг, и давало возможность поймать нужное настроение. Сделанные Платоном фотографии знаменитостей украшали страницы таких журналов, как New Yorker, Time, Rolling Stone и Vanity Fair. Мастер убежден, что «лечит человечество от амнезии», останавливая кадром время.

В марте Ольга Ингуразова проведёт в музее –панораме «Бородинская битва» ещё два мастер-класса. 15 марта состоится урок «Исторический портрет: учимся снимать вместе!», а 22 марта участники встречи порассуждают на тему «Как думает фотограф: знакомство с профессией фотожурналист». Время проведения мастер-классов 15 марта в 16.00, 22 марта – 13.30.

Фото автора

-- Рита Долматова


← В ЗАО благоустроят территории рядом с промышленными предприятиями

→ Что такое дорхенгеры? Наводим порядок в школьных дворах