На «Мосфильме» уже 15 лет действуют уникальные образовательные курсы

25.07.2015

Киноконцерн «Мосфильм», расположенный на территории нашего округа, летом кипит и гудит - в разгаре съемочный сезон. Наш сегодняшний разговор - о тех многочисленных людях, которые помогают творцам осуществить их грандиозные замыслы. В кинотеатре мы редко досиживаем финальные титры до конца, а именно в них уважительно перечислены «бойцы невидимого фронта» - ассистенты, гримеры, механики и обладатели вовсе неведомых простому зрителю специальностей. А без них фильма не снять, какими бы талантливыми и опытными ни были режиссер, оператор и актеры. Последних, как известно, учат во ВГИКе. А откуда берутся участники «вспомогательного состава» съемочной группы? Об этом рассказывает Мария ГУЗАНОВА - руководитель-администратор курсов «Мосфильма» по подготовке специалистов.

- Мария Витальевна, чему учат на курсах?

- Творческих специальностей в кино не так уж и много. А вот помощников, ассистентов гораздо больше -на эти позиции мы и готовим людей. Нигде и никогда этого не делали. Курсы задумал и учредил Карен Шахназаров, как только стал директором «Мосфильма». Это был очень непростой период для кино. Работники «среднего звена» уходили из индустрии, пытались найти себя в других сферах. Режиссер и оператор куда уйдут?.. А ассистент по реквизиту, например, вполне мог найти себе другую работу. Получилось, что вспомогательный, «второй» состав был утерян. Учреждая курсы, Шахназаров хотел влить «новую кровь» в ряды тех, кто делает кино. Курсы существуют на деньги «Мосфильма», на прибыль концерна. Это подарок и индустрии, и молодым. Мы же не только учим, мы обеспечиваем производственной практикой. Каждого за руку приводим на съемочную площадку, где он оттачивает полученные навыки. И еще -наши курсы принципиально бесплатные! Они дают возможность получить профессию в киноиндустрии. Это могут быть специальности, не требующие предварительного высшего образования. К нам приходят юноши и девушки даже со школьной скамьи.

- То есть у вас нет возрастного ценза?

- Есть. Мы принимаем людей до тридцати, в исключительных случаях - в 30 с хвостиком. Есть специальности, которые требуют обязательного высшего гуманитарного образования - например, профессия редактора или второго режиссера. Есть же специальности технические (на которые обычно приходят мальчики) - механик, осветитель - они не требуют высшего образования. Но собеседование призвано выявить какую-то предрасположенность к этим занятиям.

- Конкурс, наверное, очень большой?

- Конкурс большой, группы маленькие... Конечно, число претендентов на место посчитать трудно, это зависит от специальности. Когда набираем группу «вторых режиссеров», записывается, как мы шутим, вся Москва и Московская область, мы посвящаем собеседованию 2-3 дня подряд, прослушиваем ежедневно 40-60 человек. А группа будет состоять из 8-12 человек. Наш принцип: «Мал золотник, да дорог».

- Есть ли среди абитуриентов те, кто раньше учился или работал в абсолютно других областях? Почему они решают учиться делать кино?

- Точно такой вопрос задают педагоги на собеседовании! Потому что, бывает, приходят люди с красными дипломами журфака и физмата МГУ - поступать на курс вторых режиссеров. Приходили мальчишки-выпускники МГИМО с пятью языками учиться на осветителей. Ответ у всех только один: «Первый диплом - для родителей. Теперь я волен делать то, что хочу. А я хочу заниматься кино».

ПРОСТО ЛЮБОВЬ

- Как устроено обучение на курсах?

- Для нас очень жирно одну и ту же группу повторять подряд. Например, группу художников-декораторов набираем раз в два-два с половиной года. Но сами курсы действуют круглогодично. Если группа набрана в начале весны, она выпустится осенью. Занимаемся по пять дней в неделю, с утра до вечера. У каждой группы есть мастер, и его подмастерья -востребованные кинематографисты-практики. Мы еще в процессе учебы ребят «окультуриваем»: профессора ВГИКа и театральных вузов читают лекции по истории материальной культуры, истории костюма, истории зарубежного и отечественного кино, истории искусств. Студенты просматривают за время обучения всю классику отечественного кино. Бывает, парни, которые заканчивают курсы по специальности «осветитель», говорят: «Что вы с нами сделали, мы же теперь кино смотрим как киноведы...»

Потому что курс истории кино абсолютно одинаков для редакторов, вторых режиссеров и осветителей. Но особенно хороша учеба на курсах тем, что она проходит на производстве. Ребята могут все посмотреть, понюхать, пощупать. Они впитывают в себя атмосферу кино, пока учатся.

- Группы охотно берут ваших студентов на практику?

- Охотно! Это ведь дополнительные руки, ноги, головы. Это дополнительный помощник - причем, уже практически профессиональный. За 30 дней практики студент должен себя зарекомендовать так, чтобы ему поступило предложение остаться полноправным членом этого съемочного коллектива. Тут он кузнец собственного счастья.

- Каков процент таких «удачных браков»?

- Я бы сказала, 80%. На сегодняшний день практически в каждой службе каждой съемочной группы есть наш выпускник. Наши ребята всегда востребованы. Судите сами: в апреле-мае мы выпустили четыре группы, набранные осенью 2014-го. В общей сложности их было 28 человек. Из семерых студентов группы «Редактор фильма и сценария» только двое не работают. В группе «Ассистент режиссера по актерам» было девять, из них тоже только двое пока не заняты.

- Бывают случаи, когда вы настолько заразили человека кино, что он потом идет дальше, получает высшее кинообразование и переходит в ранг творцов?

- Бывают. Особенно часто - с ребятами-выпускниками курсов по специальности «второй оператор». Поработав после курсов, они все поступают во ВГИК (чаще на заочное обучение). По крайней мере сериалы все сегодня снимаются нашими бывшими учениками-операторами.

- Мне доводилось слышать от представителей «среднего звена»: работа тяжелая, а денег приносит мало. Чем все-таки привлекательны те профессии, на которые вы учите?

- Думаю, на этой работе держит любовь к кино не из зрительного зала. Оплата труда каждый раз разная. Все зависит от бюджета проекта. Но даже немолодые люди продолжают работать, испытывая порой нешуточные физические нагрузки. Ассистенту звукорежиссера порой приходится выдержать на ногах съемочный день в 12-16 часов -на жаре или в болоте по пояс, с «удочкой». И не факт, что про тебя вспомнят, когда этот проект закончится. Действительно, в кино сегодня то густо, то пусто. И все равно никто не уходит. Наших учеников это не пугает. Если человек уходит из дела - то сразу после практики. Это ведь испытание на стрессоустойчивость. Ты новенький в коллективе от 60 до 100 человек, все индивидуальности. Пойди-ка найди с ними общий язык!

- А вы за годы работы вывели для себя формулу совместимости людей в съемочной группе?

- У нас на курсах даже есть дисциплина «Этика поведения в съемочной группе». Но все определяется характером. В нем должны быть гибкость, уважение к интересам дела. Будучи членом съемочной группы, нужно уметь подстраиваться под других. Главное -под характер режиссера-постановщика. Главное -его вкусы, его настроение. Нужно все время принюхиваться: что сегодня в воздухе.

В следующем номере мы продолжим рассказ о курсах «Мосфильма». Своими впечатлениями поделятся педагоги и выпускники этой уникальной экспресс-киношколы.

Мосфильмовские «Курсы по подготовке специалистов» готовят киноработников «среднего звена»: ассистентов режиссера по актерам и реквизиту, вторых режиссеров, ассистентов художника по костюмам, художников-декораторов, механиков по обслуживанию съемочной техники, видеоинженеров, ассистентов кинооператора и вторых операторов, реквизиторов и костюмеров, администраторов съемочной группы, редакторов фильмов и сценариев, ассистентов монтажера. Следить за объявлением очередных наборов вы можете на сайте www.mosfilm.ru.

-- Дарья БОРИСОВАФото: Кирилл Журавок


← Инфографика «Новая форма оплаты услуг ЖКХ»

→ Маленький прозаический опус жителя округа Ивана Сабило