Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая рассказала о диагностике речевого развития детей

Депутат Мосгордумы Маргарита Русецкая рассказала о диагностике речевого развития детей Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Столичные специалисты-филологи и логопеды высказались о необходимости проведения массовой диагностики речевого развития детей. Депутат Московской городской думы Маргарита Русецкая поддерживает данную инициативу. Об этом она рассказала во время беседы с журналистами «Аргументы и Факты».

Маргарита Русецкая считает, выявление нарушений в речи ребенка на ранней стадии поможет повысить его успеваемость в начальной школе, в частности облегчит процесс изучения письма и чтения.

Как рассказала Русецкая, 15 лет назад в нашей стране работала иная система: развитие детской речи контролировали логопеды, работавшие в поликлиниках. Обязательное обследование у логопеда ребенок проходил в год, в три, в пять, семь лет. При выявлении проблем специалист предлагал прохождение специальной коррекционной программы. Но сейчас логопеды не работают в поликлиниках, и прием у логопеда носит заявительный характер. То есть, если родитель сам обратит внимание на проблему и запишет ребенка на прием к специалисту, проблема будет проработана.

Депутат отметила, насколько важно максимально быстро выявить нарушения – от этого напрямую зависит успех развития и социализации ребенка. Из-за не выявленных проблем может страдать успеваемость ребенка в школе. Порой родители не могут понять причину плохих оценок, а она, как выясняется после, кроется в речевом развитии.

«Не поздно обратиться к специалисту и в третьем, и в четвертом классе и преодолеть эти трудности, но чем позже — тем сложнее будет проходить процесс коррекции, да и учебная мотивация у такого ребенка уже не та: он привык быть неуспешным», - сказала парламентарий.

Маргарита Русецкая также обратила внимание и на то, что важна именно массовая диагностика. На сегодняшний день проблемы становятся очевидными, когда девятиклассники сдают ОГЭ. Причиной получения низких баллов зачастую является нарушения в речевом развитии, которые не были обнаружены в раннем возрасте.

«Я приведу данные: сейчас, по данным Министерства просвещения, 56% младших школьников имеют те или иные нарушения речевого развития. За девять лет в школе у кого-то проблемы уходят в результате занятий в школе, кому-то помогают репетиторы и частные учителя. Но минимум треть детей, которые могли бы иметь прекрасные результаты, просто остаются без внимания. Именно поэтому диагностика должна быть не выборочной, а массовой и на регулярной основе», - отметила Русецкая.

Она добавила, что важно, чтобы процедура была максимально простой и оказалась в рамках образовательной программы.

«Дважды в год, в мае и сентябре, начиная с 2,5-3 лет нужно оценивать речевое развитие каждого ребенка и оперативно доводить информацию до родителей, предоставлять возможность их преодоления — рассказывать, какие специальные программы, занятия нужны», - сказала она.

Русецкая считает важным, чтобы родители избавились от предубеждений и не боялись перевода их ребенка в спецгруппы или спецшколы. Нарушения речи это не болезнь, однако, это действительно серьезная проблема, и родители здесь должны действовать в интересах своего ребенка. Важно осознать, что в данном случае необходима квалифицированная помощь специалистов.

«Массовая речевая диагностика и постоянный мониторинг позволят директорам школ своевременно формировать штатное расписание на будущий учебный год. Уже в мае руководитель будет знать, сколько у него детей, которым потребуются логопедические занятия, начиная с сентября.

Для отслеживания каждого ребенка предлагается создать профиль речевого развития: он позволит как организовать общий мониторинг, так и отслеживать каждого ученика — какую программу и в каком объеме нужно дать ребенку. Такой профиль поможет и родителям отслеживать изменения. Он может быть дополнен вопросником для семей, которые хотели бы самостоятельно оценить эффект от дополнительных занятий. Реализовать это можно на платформе МЭШ.

Потребуется и повышение квалификации педагогических коллективов. Принимая во внимание, что в школы приходят почти 60% детей с теми или иными проблемами в развитии речи, нужно обучить всех воспитателей, учителей распознавать признаки этих отклонений. <…> Для того чтобы воплотить эту инициативу в жизнь, нам предстоит большая работа. Но без нее нельзя. В Москве прекрасные, оборудованные по последнему слову техники школы. Однако кто сможет учиться в этих классах, если мы не можем дать детям главный инструмент обучения — родную речь? Большинство детей просто не смогут воспользоваться этими возможностями. Это надо менять», - заключила она.


← Депутат МГД Наталия Метлина указала на необходимость усиления безопасности на дорогах

→ Собянин рассказал о выборе москвичей в ходе теста онлайн-голосования