Ученики школы № 814 приняли «Клятву кадета»

«Нравственная основа деятельности человека есть исполнение своего общественного и патриотического долга перед Отечеством», - Николай Карамзин.

Новые кадеты

Начало нового учебного года для многих общеобразовательных учебных заведений Западного административного округа города Москвы ознаменовано новым наполнением кадетского движения. Во многих школах созданы новые кадетские классы. Так, и в нашем районе Очаково-Матвеевское в школе № 814 29 сентября получил формальную регистрацию новый кадетский класс, а новые кадеты в торжественной обстановке приняли «Клятву кадета».

Торжественная церемония посвящения в кадеты прошла в Зале Славы Музея Победы на Поклонной Горе. Само это знаменательное для нашего народа место придавало особую торжественность событию.

Глядя на стройные ряды юных кадетов, ступающих по белоснежным мраморным ступеням в Зал Славы, в моей памяти всплыла картина, когда и я ровно полвека назад давал присягу верности своей Родине. Вспомнились и слова нашего великого просветителя, философа и историка Николая Михайловича Карамзина: «История предков всегда любопытна для тех, кто достоин иметь Отечество».

Достойно ли нынешнее поколение иметь своё Отечество - вопрос космической значимости! Сегодня, когда осмеиваются и попираются вечные ценности, когда в сознание молодежи внедряются не нравственность и ответственность, а их полная противоположность, особенно важно напомнить, что главным девизом русского и российского кадетского воспитания был девиз «Добродетель и Благочестие».

Российское кадетское движение возникло почти 300 лет назад. Первый кадетский корпус был учрежден Императорским указом Анны Иоанновны в 1731 году, а годом основания первого кадетского корпуса считается 1732 год. Корпус расположился в Санкт-Петербурге. В нем начали учебу 300 юношей в возрасте от 13 до 18 лет.

При Императрице Елизавете Петровне в 1743 году был открыт Морской кадетский корпус, А Первый кадетский корпус был переименован в «Сухопутный шляхетский кадетский корпус». Этот корпус славился на всю Россию. Из него вышли многие выдающиеся военачальники, а также и многие гражданские служащие – дипломаты, министры, юристы, деятели искусства.

При Екатерине II был основан Артиллерийский и Инженерный кадетский корпус. Продолжительность обучения в кадетских корпусах составляла 7 лет (7 классов). В ходе обучения и воспитания особое внимание уделялось преподаванию самых современных наук, а также строго контролировалось, чтобы кадеты получали доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше бывали на свежем воздухе и всегда содержались в опрятности.

Отдельного внимания заслуживает система оценок. Она называлась «Степень нравственного достоинства кадет» и определялась баллами:

12 баллов – поведение отличное;

11 и 10 баллов - очень хорошее;

9,8 и 7 баллов – хорошее;

6,5 и 4 – посредственное;

3,2 1 балл – дурное.

Во всех кадетских корпусах были установлены мраморные доски из светлого мрамора с именами отличников из каждого выпуска, а в храмах и церквах – черные мраморные доски с именами выпускников, которые погибли в бою.

С 1911 года во всех кадетских училищах стала обязательной тренировка в стрельбе из стрелкового оружия (начиная с 4 класса). Естественно, что в процессе развития кадетского образования менялись и программы обучения.

К 1917 году в России насчитывалось 29 кадетских корпусов (за исключением Морского и Пажеского). А общее число кадет превышало 10 тысяч.

Сегодня приходится только сожалеть, что революционные события начала прошлого столетия сломали веками сложившуюся российскую систему военной подготовки. В 1918 году была ликвидирована Русская Императорская армия, а вместе с ней были закрыты и кадетские корпуса. Рождающаяся в боях новая Красная армия еще долгое время не могла опереться на сколь-нибудь значимый кадровый резерв.

Кадетское движение возродилось в нашей стране уже под новым названием и на новой идеологической платформе.

1943 год. Военный хребет фашистской Германии был сломан на Курской дуге, но цена этому была огромной. Тысячи и тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию. Многие из них остались не только сиротами, но и без родственников.

21 августа 1943 года руководство СССР принимает Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором говорилось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать девять Суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников».

Народный комиссариат обороны СССР должен был в течение двух месяцев сформировать девять Суворовских военных училищ:

Краснодарское (в Майкопе);

Новочеркасское;

Сталинградское (в Астрахани);

Воронежское;

Харьковское (в Чугуеве);

Курское;

Орловское (в Ельце);

Калининское;

Ставропольское.

Для детей пограничников были созданы два Суворовских военных училища – Ташкентское и Кутаисское, а для детей моряков – Тбилисское, Рижское и Ленинградское Нахимовские военно-морские училища.

В постановлении отмечалось, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. В суворовские военные училища принимать мальчиков с 10-ти летнего возраста со сроком обучения 7 лет. При училищах организовать младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения. В приготовительные классы принимать детей от 8 до 10 лет.

Так из пепла войны и на её руинах возродилось новое кадетское движение.

В современной России кадетское образование получило дополнительное направление. Министерство образования и науки Российской Федерации сформировало рабочую группу, которая разработала Концепцию кадетского образования в Российской Федерации. Концепция определила базовые положения и механизмы системы подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. Важным условием такой системы стало сохранение исторических традиций русских кадетских корпусов.

В заключение считаем справедливым назвать имена людей, которые приняли самое деятельное участие в проведенном торжественном мероприятии, организовали его и провели.

Это заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ школа 814, Почетный работник образования Российской Федерации, член Союза писателей России, Почетный житель муниципального образования Очаково-Матвеевское Михайлова Светлана Александровна; начальник местного отделения Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» по Западному административному округу гор. Москвы, полковник запаса Батиевский Валентин Валентинович и, конечно, руководство Музея Победы на Поклонной горе.

Фото: личный архив автора

-- Саночкин Алексей Васильевич, генерал-майор юстиций запаса, заместитель председателя Совета ветеранов р-на Очаково-Матвеевское, Почетный житель р-на Очаково-Матвеевское


← Собянин: В Москве завершено строительство новой вылетной магистрали

→ В Музее Победы открылась выставка раритетных образцов прессы военного времени


©