У каждого свой Табаков. 17 августа легендарному артисту исполнилось 80 лет
Есть уникальные актеры, увидев которых даже мельком по телевизору, невозможно отойти от экрана, пока не досмотришь фильм до конца. Что это - мастерство, энергетика, обаяние? Наверное, и то, и другое, и третье. Но в случае худрука МХТ им. Чехова Олега Табакова это еще и удивительная интонация, и потрясающая работоспособность, и жадность открытий, и твердая хозяйская рука...
Евгений МИРОНОВ, художественный руководитель Театра наций:
- Честно говоря, не знаю, почему в Саратове такой прямо театральный урожай. Действительно, «саратовская мафия» благодаря Табакову все разрастается и разрастается.
Я приехал в Москву с полной уверенностью, что если я скажу кодовое слово «Саратов», все свершится. А у меня так и родители думали: скажи ему, что саратовский, что ночевать негде, и всё. И я встал возле МХАТа на Тверском бульваре у служебного входа (он играл «Скамейку» с Дорониной). Я заранее пришел, в 6 часов вечера, а он появился впритык - в 18.45. Я тогда не знал, что он человек-адреналин, что приезжает на спектакль иногда за несколько минут, летит, сбрасывает на ходу свой костюм, облачается в театральный и выбегает на сцену. «Актер готовится» - это не про него. Он всегда готов. Так вот в тот вечер, когда я поджидал его, он появился стремительно, пролетал мимо меня, но я все же успел произнести кодовое слово «Саратов». Он остановился, посмотрел на меня и сказал: «Ну, и что?» Я пробормотал какие-то жалкие слова: вот, мол, самородок, возьмите, мол, и все такое. Он продиктовал свой телефон домашний (!) и исчез.
Я тогда не оценил этого жеста. Думал, что все звезды так делают: дают свой домашний телефон молодым перспективным ребятам, особенно из Саратова. С годами понял, что это уникальная особенность Табакова.
Он живет пафосом конкретного дела. Делает дела, как бы не замечая трудностей. В одно касание. Может стоять уже в кулисе, готовый к выходу на сцену, а в руке еще мобильный телефон и какое-то очередное дело, которое надо вот сейчас выполнить.
Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ, народная артистка России:
- У нас случалось так, что мы один вечер играли «Кабалу святош», назавтра – «Амадея», а на следующий день выходили в «Горе от ума»... Первая сцена, мой монолог Лизы, появляется Фамусов, я пугаюсь, а он - тихонько так -мне говорит: «Женюра, ты сегодня кто?» Он любит меня Женюрой называть. В «Амадее», когда я выходила Констанцией, он каждый раз говорил: «Женюра, ты пришла!» Потом я шла на выход и в спину слышала: «Женюра, ты ушла!..» Он по актерским «расколам» - чемпион.
В «Амадее» это было беспрерывно. «Амадея» мы с ним играли лет десять. Он выходил на сцену, видел меня и говорил: «Ты еще жива?..» У нас была сцена Сальери и Констанции на втором плане. Текста там было немного, мы с ним успевали обсудить всю жизнь, но помимо этого текста у нас с ним шел свой диалог. Надеюсь, что его не было слышно в зале. Он начинал: «Женюра, как дела?» А я ему: «Да вот так вот и так вот...» Это все в паузах - а при этом идет текст. Это была прекрасная школа. Я на самом деле думаю, что здесь ничего не противоречит Станиславскому, потому что сам Станиславский был артист и смешной, и смешливый.
Владимир МАШКОВ, народный артист России:
- Я попал к Табакову только со второго захода. Сначала учился в Новосибирске, потом в Школе-студии МХАТ у Ивана Тарханова. В юности я был резкий, вступал в борьбу с несправедливостью, мягко говоря, слишком активно. За это меня и прогнали, то есть попросили. И запись сделали в трудовой книжке. Я был в отчаянии, потому что вернуться в Новосибирск побежденным я не мог.
И пришлось год провести в филиале МХАТа, но не на сцене, а в мастерских, куда меня взяли помощником художника. Через год первый курс набирал Олег Павлович.
По второму заходу прийти в Школу-студию? Тоже немыслимо. Иван Михайлович Тарханов меня любил, но объяснял: комсомольская организация тебя выгнала, ничего не можем сделать. И он меня спас, направив в мастерские МХАТа. Я решил поступать к Табакову и на третьем туре читал Леонида Андреева из «Иуды Искариота». Помню последний момент, когда Иуда ради Христа идет вешаться. Я читал так, чтобы влюбить в себя будущего учителя. А он был спокоен. Педагоги, когда я выходил, сказали в спину - я услышал: этого брать нельзя. И я понял, что не учиться мне в любимой Школе-студии на курсе Табакова.
Перед самым конкурсом, продолжая работать в мастерских, я шел из филиала на Москвина на Тверской бульвар, где Табаков играл «Скамейку» с Дорониной. В руках у меня была банка -нужно было протереть какие-то металлические предметы, чтоб они блестели. Помню, на банке был череп с костями - какая-то кислота. И вот с этой банкой с кислотой я подошел к служебному входу и столкнулся с выходившим из театра Олегом Павловичем.
Я говорю: «Олег Павлович, я Володя Машков, который к вам поступает». Он посмотрел на меня, потом скосился на банку в моих руках. А я выдавил вдруг: «Вы возьмете меня?» Он говорит: «Молодой человек, это будет зависеть от конкурса» и т.д. И я, прижимая банку к груди, ответил: сделаю, мол, все, чтобы попасть. Тогда Табаков взял меня на курс.
Он приходил очень часто и занимался с нами без всяких скидок. Жестоко. Табаков чисто актерски настолько смешно и точно показывал нас, наши этюды, что мы видели свои проблемы в его зеркале. Такой у него способ. Он все наши нелепости нам возвращал, пародировал, бомбил нас с таким азартом и с такой радостью. В этом, наверное, особое мастерство педагога: поймать в ученике его душу и показать ему, как он хорош и как он часто нелеп.
Алла ПОКРОВСКАЯ, народная артистка РФ:
- У Олега Табакова есть блестящая черта: он очень откликающийся на все болезни и беды человек. Он всегда поддерживает пожилых, помогает чем угодно.
Однажды я ему позвонила поделиться своими проблемами. Он, не дожидаясь окончания рассказа, сказал: «Сколько?» Этой реплики я не поняла и потому переспросила: «Чего сколько?» - «Сколько нужно денег?»
Он никогда не отказывает в просьбах. Помогает и просто так, не дожидаясь, пока ты к нему обратишься. Зная о тяжелой болезни Славы Невинного, организовал его лечение за счет театра. То же самое было и с Татьяной Лавровой, и с Владимиром Кашпуром, и с Ией Савиной, и с Владленом Давыдовым, да мало ли с кем еще. Говорить об этом можно бесконечно, но сам Табаков ничего вам не расскажет: благотворительность - дело интимное, иначе она теряет всякий смысл...
Юлия ПОЛЫНСКАЯ, актриса театра и кино:
- У каждого, кто встречал на своем пути Олега Павловича, свой Табаков, свои истории, связанные с этим человеком. У меня, например, была вот такая. В начале 2000-х мы с маленьким сыном переехали в новый район Москвы. В театре начинались репетиции нового спектакля. Оставить ребенка было не с кем. С детскими садами уже тогда, мягко говоря, было напряженно. Ситуация безвыходная, близкая к отчаянию. На помощь пришел Олег Павлович. Заведующая труппой «Табакерки» принесла мне напечатанную на бумаге официальную просьбу театра, обращенную к руководству детского сада. В самом низу листа рукой Олега Павловича написано: «Помогите Христа ради!» и подпись -«Табаков». Этого оказалось достаточно: заведующая детским садом, увидев такую просьбу, быстро убрала бумагу в стол, и на следующий день мой сын пошел в детский сад...
Олег Павлович видится мне огромным кораблем-ледоколом, который и в град, и в ураган уверенно идет вперед, прокладывая дорогу многим. Его оценка в профессии всегда была и остается очень важной для меня.
Артисты перед выходом на площадку часто для стимула представляют или выдумывают свой зрительный зал, в котором сидят самые близкие люди. Олег Павлович в моем зрительном зале всегда сидит в центре в самом первом ряду.
Мои однокурсники по школе-студии МХАТ - ученики Олега Павловича, выпускники 1998 года, достаточно громко заявляют о себе сегодня. Денис Рожков («Глухарь»), Денис Никифоров («Бой с тенью»), Юлия Куварзина («Воронины»), Ксения Лаврова-Глинка («Призрак»), Паша Сметанкин - самый узнаваемый голос всех реклам на радио и телевидении. Алеша Гришин много снимается в кино и сотрудничает с антрепризами Андрея Кончаловского и Сергея Юрского. Алеша Усольцев служит в «Табакерке». Наташа Волошина - актриса и педагог по речи в родной школе-студии. Галя Соловьева - модный фотограф, Лика Кремер посвятила себя телевидению и журналистике. Тимур Савин работает в антрепризах с Михаилом Ефремовым и продолжает, как и в студенческие годы, фонтанировать творческими идеями. Дима Петрунь - режиссер театра и кино...
Я от всего нашего курса поздравляю Олега Павловича с юбилеем. Желаю здоровья, энергии и радости от каждого наступившего дня.
Записали Олеся Молева, Алексей Галкин