В Театре на Юго-Западе прошел вечер памяти Мастера «Планета Беляковича»
6 декабря четыре года назад ушел из жизни основатель Театра на Юго-Западе, народный артист России Валерий Романович Белякович. Последним его спектаклем на созданной им сцене стал «Макбет», а ролью - король Дункан. Мастер оставил нам свой Театр-Дом, который и сегодня живет по завещанным им законам любви, красоты, добра.
Накануне вечера памяти мы пообщались с художественным руководителем Театра на Юго-Западе Олегом Леушиным. Олег Николаевич был в Японии, разговор состоялся по телефону. На вопрос, какие спектакли Мастера идут в театре сегодня, Олег Леушин ответил, что практически все. Некоторые постановки требуют обновления, как, например, знаменитый спектакль «На дне». «Просто артисты стали старше, переросли свои роли», - сказал Олег Леушин. В репертуаре сохраняются легендарные «Мастер и Маргарита», «Сон в летнюю ночь», «Дракула», но главное – театр Мастера продолжается, на этой сцене бережно относятся к наследию Учителя, энергетика, лаконичность сценографии, предельная искренность и актерская самоотдача прежние. Ничего не потеряно, не утрачено, не предано забвению. «Для меня Белякович был и остается вершиной, гуру, мы ставим и играм спектакли, как и при нем, с той же страстью, с тем же напором, с той же готовностью умереть на сцене, на пределе возможного, отдаваясь процессу без остатка», - сказал Олег Николаевич.
В вечер памяти Мастера артисты выходили на сцену и читали его рассказы. Получился настоящий спектакль, в котором звучал голос автора этой удивительной, во многом мемуарной прозы, Валерия Беляковича. Зрители услышали в исполнении Алексея Ванина, Евгения Бакалова, Сергея Бородинова, Ивана Городецкого, Антона Белова, Андрея Кудзина, Михаила Беляковича, Карины Дымонт, Олега Анищенко, Вадима Соколова, Любови Ярлыковой, Ольги Авиловой, Зарины Бахтиевой, Дениса Нагретдинова, Фарида Тагиева, Артура Хачатряна и Максима Лакомкина рассказы Беляковича.
«Два мира», «Мое счастье», «Клава Баранова», «История зяблика», «Моя река», «Наш коммунизм», «Робин Гуд и Афродита», «Куба - любовь моя», «Смена фамилии», «27 декабря», «Два мира». Эти новеллы – воспоминания, прозаические поэмы о верности и преданности театру, родной земле, друзьям, любимым, далеким берегам и самым близким людям могли бы составить прекрасный сборник рассказов. Говорят, что родные Валерия Беляковича подумывают об издании его произведений. «Валерий Романович был гением: великим актером, режиссером, педагогом, драматургом, писателем, замечательно рисовал, одним словом – человек эпохи Возрождения, ему были подвластны все формы и жанры искусства», - поделилась с нами заслуженная артистка РФ, актриса Театра на Юго-Западе Карина Дымонт. - Многие рассказы, которые мы сегодня читаем, звучали в спектакле Беляковича «МОНО». И мы – его дети, его ученики продолжаем традиции театра, созданного Мастером, театра, понятного всем, и тем, кто впервые пришел на спектакль, и зрителям искушенным. Театр Беляковича – это свет, тепло, любовь, предельная честность и открытость, ни слова, ни жеста фальши, распахнутое сердце. Такой театр делает мир лучше, а зрителей мудрее и чище, театр – самый короткий путь, чтобы узнать, что я такое, ответить на главный вопрос – зачем мы здесь и сейчас».
Рассказы Валерия Беляковича ироничны, глубоки, прекрасны по форме, их писал поэт и гражданин, мудрец и философ, они возвращают нам прошлое и зовут в путешествие к звездам, туда, где небесная гвардия во главе с Мастером продолжает играть свои спектакли в пространстве невесомости, на сцене Созвездия Близнецов.
«Я открыла для себя Театр на Юго-Западе три года назад, видела спектакли Валерия Романовича Беляковича на сцене МХАТ им. М. Горького, пересмотрела все его постановки там, а теперь и на этой, созданной им, сцене», - рассказывает зрительница Театра на Юго-Западе Наталия Галкина. - Мы с дочерью после просмотра долго обсуждаем увиденное, анализируем, живем спектаклем еще несколько дней. Искусство Беляковича настоящее, подлинное, артисты играют изумительно, я проживаю с ними каждый момент, во время действия я всегда мысленно на сцене, я не смотрю, я живу внутри спектакля. Сегодня пришла почтить память Мастера, послушать его прозу».
К своей маме присоединяется и дочь Александра Галкина, она признается, что пересматривает постановки Валерия Беляковича несколько раз, ведь спектакли никогда не повторяются. «Во второй раз буду смотреть «Макбета» - последний спектакль Беляковича», - говорит девушка. Алиса и Маргарита тоже приходят в Театр на Юго-Западе часто, пересмотрели весь репертуар.
«Мой любимый спектакль Валерия Романовича «На дне», - рассказывает Алиса. Ее подруга Маргарита предпочитает «Куклы», тоже поставленные Мастером. Девушки считают, что Театр на Юго-Западе – место встречи любящих и понимающих друг друга людей, людей с общим культурным кодом, это место силы, источник жизненной энергии, заряжающий оптимизмом и помогающий преодолеть любые трудности.