Кладовая истории. Музею-панораме «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте – 58 лет
Открытие Музея-панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте, д. 38, стр. 1, состоялось 18 октября 1962 года на волне послевоенного патриотизма. Сегодня музей закрыт для посещения в связи с пандемией, но его коллекции доступны для виртуальных экскурсий.
Первоначально здание музея планировали разместить в Нескучном саду, затем его решили перенести на историческое место – на территорию бывшего села Фили, где в сентябре 1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся знаменитый военный совет. Именно здесь фельдмаршал Кутузов принял решение сдать Москву.
Проект был создан архитекторами Александром Корабельниковым, Сергеем Кучановым и инженером Юрием Аврутиным. От классических элементов – колонн, фронтонов, аркад – решено было отказаться. Здание получило неожиданное решение – основой композиции стал цилиндрический «барабан», главным образом облицованный стеклом. По бокам от него были возведены два железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно. Имена героев Отечественной войны 1812 года высечены на белокаменном кольце у основания центрального цилиндрического объема здания.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Центральный экспонат музея – панорама «Бородино» – написан художником-баталистом Францем Рубо к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. На грандиозном полотне мастер увековечил решающее сражение между русской и французской армиями при селе Бородино 7 сентября 1812 года.
Размер полотна Франца Рубо «Бородино» – 115 м в длину и 15 м в высоту. Расстояние от смотровой площадки до полотна панорамы – 13 м. Площадь – 1725 кв. м. Вес полотна с красочным слоем – около 3 тонн.
Общее количество предметов в фондах музея «Бородинская панорама» сегодня – более 43 000. В экспозиции музея вниманию посетителей представлено свыше 800 экспонатов.
Более 9000 предметов из коллекции музея и свыше 50 виртуальных выставок доступны для онлайн-просмотра на портале «Музейная Москва онлайн».
ПОД АЖУРНЫМ КУПОЛОМ
Первый деревянный павильон для демонстрации полотна Франца Рубо был построен на Чистопрудном бульваре (сейчас на его месте – дом 12А) к столетию Отечественной войны 1812 года. Сооружение прослужило пять лет. Его ажурный купол плохо защищал картину от осадков, появились первые повреждения. После закрытия павильона полотно хранили в разных местах – от подвала собора до театрального склада. Реставрация началась только после Великой Отечественной войны.
РЕСТАВРАЦИЯ КАК ШОУ
Шедевр Франца Рубо ждёт открытая реставрация. Картина будет преображаться на глазах зрителей, если, конечно, позволит эпидемиологическая ситуация в городе. Рассказывает директор музея-панорамы «Бородинская битва» Владимир ПРЕСНОВ:
– Реставрация – процесс длительный, столь масштабные работы могут длиться до 10 лет. Закрывать музей на такой срок немыслимо. Решено провести реставрацию непосредственно в музее без его закрытия и сделать этот проект познавательным и зрелищным для посетителей. Наши гости смогут следить за процессом преображения полотна во время экскурсий. Реставраторы сделают свою работу достоянием общественности, что привлечёт дополнительный интерес и к самой картине, и к коллекциям музея. Нам предстоит провести уникальную операцию раздублировки холста без демонтажа самого полотна панорамы. Реставрация станет своеобразным шоу – для этого мы используем современные IT-технологии, например, очки дополненной реальности, которые погрузят зрителей в процесс работы художников. Предполагается, что мастера смогут проводить мастер-классы по реставрации, рассказывая о каждом своём шаге. Уже обновлён фрагмент панорамы «Бородино» под названием «Всадники».
ЭПОХА В ЛИЦАХ
Коллекцию музея пополнили два новых портрета. На одном изображён генерал-лейтенант Александр Балашов – работа Александра Варнека (1811–1814 гг.). На другом – полковник лейб-гвардии Семёновского полка Николай Челищев. Художник Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн (1809–1812 гг.).
СМОТРИТЕ ОНЛАЙН
Две новые выставки доступны сегодня онлайн на сайте музея: «Империя в миниатюре» и «1812 год – на кончиках кистей». Первая рассказывает о монархах, которые правили Россией в период наполеоновских войн, их ближайшем окружении, а также о хозяйках литературно-художественных салонов – музах великих поэтов. Вторая посвящена 70-летию знаменитого баталиста Александра Аверьянова, чьи работы поражают богатством палитры.