45 лет своей жизни щедро дарит людям душевное тепло настоятель храма отец Николай

01.09.2015

В этом году протоиерей, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцево, что на Большой Филевской улице, Николай Попов отмечает очередной в своей жизни юбилей. 45 лет тому назад он был рукоположен в священнослужители.

Сам-то он, может, и пропустил бы эту дату за чередой повседневных дел. Но об этом знаменательном событии напомнил настоятелю на правах старого знакомого заместитель главы управы района Фили-Давыдково по работе с населением Александр Анищенко. Александр Сергеевич интересуется делами прихода, помогает при проведении различных мероприятий. Вот и на этот раз заехал, чтобы поздравить со знаменательной вехой в биографии. А отец Николай как раз готовился к обряду крещения младенца. Событие радостное и для семьи ребенка, и для всего православного мира. Новый человек через таинство крещения приходит к Богу.

— Самого-то меня, — рассказывает отец Николай, — окунули в купель уже на второй день после появления на свет. Видимо, состояние моего здоровья внушало опасения.
А было это в январе 1942 года. В те времена не только о здоровье, но и, собственно, о жизни своей и близких многие беспокоились. Но совсем по другой причине. Шла Великая Отечественная война, и ситуация на фронтах складывалась отнюдь не благополучно для Советского Союза. И у мамы, Марии Алексеевны, болело сердце и за первенца, которого надо было любой ценой вырастить даже в голодные годы, и за больную бабушку, и за супруга своего, Михаила Герасимовича. Законным браком они сочетались весной 1941 года, а уже 22 июня разразилась война. Вскоре и в их дом принесли из военкомата повестку. Так что не успели они вкусить полной мерой всех радостей счастливой семейной жизни.

...Судьба щедра для России и ее народа на испытания и лишения. Дедушка Михаила Герасимовича вернулся с русско-японской войны без ноги. Лишился ее на полях сражений где-то под Цусимой. Царское правительство выдало инвалиду денежную компенсацию за увечье. На эти деньги бывший солдат купил шесть ткацких станков. В родном селе Большое Гридино он в итоге обеспечил постоянной работой и стабильным заработком нескольких земляков, а свою семью — доходом. Дело развивалось. Но случилась революция, потом — коллективизация. И в 1933 году его сын Герасим Семенович из-за этих ткацких станков стал для новой власти нежелательным элементом. За отказ от вступления в колхоз его объявили врагом народа. Спасло Герасима Семеновича и его семью только то, что в спешном порядке уехали в ближнее Подмосковье, в поселок Удельная.
Но рано или поздно лихая пора проходит. Закончилась и Великая Отечественная. С наградами, ранением, контузией и осколком в голове вернулся в июне 1945 года домой отец Николая.
Ну, а дальше — мирная жизнь. Николай учился в школе, нянчил младших братиков, помогал по хозяйству и, что характерно, регулярно посещал единственную на всю округу церковь. Люди, прошедшие ужасы войны, возвращались к Богу. А это совсем не нравилось властям.
— Было время, — вспоминает настоятель, — когда организовывали рейды по домам жителей и изымали иконы. Помню и то, что маму, как, впрочем, и многих, школьные учителя предупреждали: «Увидим у ребенка крестик на шее, будем возбуждать дело о лишении родительских прав».

Но запреты и устрашения нередко дают обратный результат. Тем более что мальчишка уже знал основы вероучения. Довольно рано он поступил в школу ФЗО при фабрике «Парижская коммуна». На этом предприятии работал около четырех лет. А потом неожиданно для коллег по цеху подал заявление в духовную семинарию в Загорске. Удивительно, но уже на следующий день парня вызвали в партком и стали пропесочивать. Разговор вышел тяжелый, но безрезультатный: молодой раскройщик обуви менять свое решение отказался наотрез.
— На выбор мой, — говорит отец Николай, — в немалой степени повлияло то, что начиная с середины 50-х годов прошлого века вся наша семья стала часто посещать Троице-Сергиеву лавру. Там довелось встречаться и общаться со старцами, сподвижниками веры — схиархимандритом Серафимом, архимандритами Петром, Феодоритом, Тихоном (Агриковым), который и был нашим духовником. Общение с ними оказало большое влияние на мою судьбу. Да и не только мою. Все мои братья выбрали тот же путь, что и я. Один из них служил в США и Канаде, а сегодня является митрополитом Калужским и Боровским, председателем издательского Совета Русской православной церкви. Другой служит митрополитом Тобольским и Тюменским. Третий был архимандритом, служил в отделе внешних сношений.

У Николая же судьба складывалась по-своему. После семинарии отслужил в армии, поступил в Московскую духовную академию. Через два года получил должность референта у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. В 1970 году студент был рукоположен в священники, а затем владыка Питирим рекомендовал его на должность настоятеля храма Рождества Богородицы в Волоколамске. Туда-то в 1971 году и переехал со своей семьей (в 1968 году Николай сочетался браком). Здесь и нес свою духовную службу в течение без малого трех десятков лет.
В 2000 году перешел на служение в столицу. Сегодня он является настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцево. Тут надо заметить, что Указом Президента храм этот включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. И вполне обоснованно.
Свою историю он ведет с XVIII века и построен был в 1744 году Александром Львовичем Нарышкиным. Стараниями меценатов Солдатенковых позже был перестроен. От старой церкви теперь сохранились лишь фундамент и западная стена. Работы велись на средства Надежды Григорьевны Солдатенковой, супруги племянника Василия Ивановича Солдатенкова. Сын Василия Ивановича, которого он назвал Кузьмой, стал первым старостой обновленного храма.
Архитектор С.У. Соловьев составил проект храма в равеннском стиле VI века с колокольней в виде столпа, стоявшей отдельно. Храм был освящен в 1913 году. Главный престол — в честь иконы Божией Матери «Знамение», северный придел — во имя великомученицы Варвары, южный — во имя преподобного Василия Исповедника еп. Парийского. Здание было покрыто черепицей, облицовано плиткой и украшено рельефами, в ограде было небольшое кладбище.
До наших дней сохранились круглый световой барабан купола, украшения на внешней стороне стен (плиты с рельефами, глазурованная плитка, черепица на куполе храма, штукатурка «под кирпич»).

Богослужения были прекращены в 1932 году. Колокольню власти распорядились снести. Также в результате «преобразовательной деятельности» атеистов сбили две главки приделов и уничтожили мраморный иконостас. Помимо того был разрушен и склеп Василия Ивановича и первой его супруги Варвары, находившийся в южной части храма. Сам же храм был переоборудован несколько раз — под фабрику, лыжную базу, библиотеку, военно-спортивный клуб.
Так что немало пришлось потрудиться реставраторам, чтобы церковь вновь обрела свой неповторимый облик. Обновление храма завершилось 11 сентября 1991 года. Храм освящен великим чином в 2000 году Святейшим Патриархом Алексием II. По благословению его в 2001–2002 годах здесь же были построены новая колокольня и крестильный храм. Впрочем, строительные, ремонтные, реконструкционные работы, как и на всяком другом объекте, здесь вряд ли когда-нибудь завершатся.
Тем более что храм активно действует. Верующие стремятся сюда, чтобы приложиться к его святыням. А это лик Иверской иконы Божией Матери, икона великомученика Пантелеимона, привезенные с Афона крест со святыми мощами, мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, икона Преподобного Серафима Саровского с мощами, икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской, икона святых новомученников Василия Гурьева и Николая Дмитрова.

Ведет настоятель храма большую и нужную работу с мирянами. Так, стараниями отца Николая в 2010 году здесь был открыт молодежный православный клуб «Знамение». А годом ранее началось строительство молодежного духовно-оздоровительного Центра в Подмосковье с храмом в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Сегодня этот Центр стал объектом социально-культурного значения. Здесь проводятся семинары, спортивные мероприятия, встречи многодетных семей, ветеранов войны, воспитанников воскресной школы, молодежных групп приходов Западного административного округа столицы. Недавно здесь состоялся трехдневный слет православной молодежи округа.
Слово Божие несет жителям района и Москвы миссионерский отдел прихода. При храме также организован отдел социального служения, которым руководит ответственный социальный работник Наталья Наумова. На попечении находится 12 многодетных и малоимущих семей, одинокие люди, инвалиды, ветераны. Всем им оказывается посильная помощь. Открыт свой благотворительный фонд, имеются и два ящика для сбора пожертвований. Установлены партнерские связи с рядом социальных и медицинских учреждений. По субботам и воскресеньям организуются в церкви благотворительные трапезы.

Естественно, настоятель храма, прихожане активно участвуют и в общественной жизни района, откликаясь на различные мероприятия, акции, которые организуют местные власти.
— С управой Фили-Давыдково, — говорит отец Николай, — у нас достигнуто похвальное взаимопонимание. Да так это, в общем-то, и должно быть. Ведь и у нас, и у представителей власти одна цель — помочь людям почувствовать плечо друг друга, дать понять, что человек, даже если он и одинок, не один в этом мире, что он может рассчитывать на помощь и помочь сам.
...Как-то во время одного из мероприятий, на котором присутствовал и настоятель храма, на груди его прихожане заметили наградную колодку. Обратились за разъяснениями. Не очень охотно, но отец Николай пояснил происхождение наград.
— Когда служил в армии, — сказал он, — был удостоен медали в честь 50-летия вооруженных сил СССР. Еще есть медаль, отчеканенная по случаю 850-летия Москвы. И памятная награда по случаю возвращения Крыма в Россию.

Николай Михайлович, показалось, хотел дать понять, что особой заслуги в обладании этими наградами у него как бы и нет... Подумалось, однако, вот о чем. В 1967 году солдат срочной службы, проходящий ее к тому же по причине духовного образования в опальном строительном батальоне, вдруг награждается медалью, которой отмечались по ее статусу в основном офицеры. Знать, действительно, заслужил он ее, заработал.
Да и об остальных наградах сказал протоиерей мимоходом. Мол, церковные знаки отличия за 45 лет службы во всем их разнообразии получил.
Впрочем, что для пастыря может быть лучшей наградой? Признание и авторитет среди прихожан? Может быть, и так. Не случайно ведь жители города Волоколамска на исходе 80-х годов прошлого века избрали Николая Попова своим депутатом в городской Совет. Но настроения людские переменчивы.
Уважение коллег? Оно есть, и по праву. Но это тоже мирское.
С какой стороны ни подойди, вопрос о нравственности, о душе и духовности всплывает. Философия? Как сказать... Каждый этот вопрос решает для себя сам.
Отец Николай решает его с тех пор, как сделал свой непростой выбор. А ведь чтобы встать на этот путь, в стране воинствующего атеизма нужно было иметь немалое гражданское мужество, а главное — искреннюю и чистую веру.

Александр Лёвин


← Собянин: Москвичи через "Наш город" решают 1,5 тысячи проблем ежедневно

→ Москва стала лидером Национального рейтинга прозрачности закупок