Тайны подземки. Путешествие по красной ветке метро, пришедшей на запад Москвы более полувека назад

Лучшим объектом метрополитена, построенным за последние три года, участники завершившегося перед Новым годом голосования на «Активном гражданине» назвали участок именно Сокольнической линии – от Саларьево до Коммунарки, который практически примыкает к Западному округу. В самом нашем округе грандиозные планы на 2021 год: из 11 станций метро, которыми прирастёт столичная подземка, 5 расположены в ЗАО, на БКЛ. А ещё в наступившем году начнётся строительство Рублёво-Архангельской линии, которая придёт в одноимённый посёлок в районе Кунцево. А Солнцевская ветка, два года назад пришедшая в Солнцево и Ново-Переделкино, с каждым днём всё ближе к аэропорту «Внуково».
Новые линии и станции – это не только выигранное у мегаполиса время на поездки, это ещё и новые строки, вписанные в историю одного из самых красивых метро в мире. Спеша по эскалаторам, галереям и перронам станций, мы мало обращаем внимания на их архитектурные достоинства – таков ритм большого города. И далеко не все знают о том, какие инженерные секреты, а порой и легенды своего происхождения хранят стены станций. Мы решили напомнить о них, совершив путешествия по всем 6 линиям, проходящим по ЗАО. И начинаем мы с Сокольнической линии (до 1990 г. – Кировско-Фрунзенской). «Поедем» мы из настоящего в прошлое.
«ТРОПАРЁВО» (8 декабря 2014 г.)

Эту станцию пассажиры называют не иначе как произведением искусства. В необычном стиле выполнены входы в вестибюли. Они плавно вырастают из земли и выглядят как естественное продолжение насыпных холмов. В вестибюле над турникетами – яркое световое панно, на самой платформе главная изюминка – 10 стилизованных металлических деревьев, они тянутся через всю станцию. В «листья» вмонтированы энергосберегающие светильники. Причём свет льётся на их зеркальную поверхность и открытых источников освещения пассажиры не видят. У подножия каждого дерева установлены скамейки замысловатой формы. Кстати, с открытием станции «Тропарёво» была прервана давняя традиция московского метро: писать букву «Ё» на путевых стенах станций без точек.
«ЮГО-ЗАПАДНАЯ» (30 декабря 1963 г.)

«Юго-Западная», как и «Проспект Вернадского», – новогодний подарок москвичам. Её отличие от станции-сестры лишь в цвете. Путевые стены, например, из светло-зелёной глазурованной керамической плитки. А вот пол выложен всё тем же серым гранитом. Строительство этой станции совпало с массовой застройкой деревень, которые были включены в состав Москвы одновременно с постройкой МКАД в 1960-м. Пришла она, по сути, в чистое поле. Однажды в котлован строящейся станции свалилась местная корова, бедолагу спасли. Один из авторов «Московских историй» в соцсетях вспоминает: «Выйдя из конечной станции метро, «Юго-Западной», увидел на холме за оврагом деревню, откуда доносилось пение петухов, а неподалёку от выхода из метро паслась привязанная к колышку коза…» На протяжении полувека «Юго-Западная» была не просто конечной на Сокольнической линии, а целым транспортным хабом. Остаётся она им и сегодня.
«ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» (30 декабря 1963 г.)

От других станций этого типового проекта её также отличает только облицовка. Путевые стены – из чёрной плитки внизу и жёлтой, белой и голубой – вверху. Всё те же 38 колонн с каждой стороны платформы, отделанные белым уральским мрамором с желтоватым отливом.

Единственным произведением искусства, украшающим станцию, является выполненный из мрамора бюст учёного, создателя учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, имя которого носит не только станция, но и проспект, район.
«УНИВЕРСИТЕТ» (12 января 1959 г.)

Эта станция – последняя в нашей подземке, построенная в парадном стиле архитектуры 1930–1950 годов – сталинский проект пилонной станции. Но бороться с «архитектурными излишествами» в строительстве начали уже в 1955 году, так что аукнулось это и «Университету». Уникальность этой станции в том, что она первая в Москве, сооружённая в мягких песчаных податливых породах. Полученный здесь метростроевцами опыт такой проходки пригодился на строительстве других линий.

Кстати, эта станция – одна из двух в московском метро, название которой на путевой стене написано с прописной буквы. И «Университет» стала первой станцией метро, где заработала сеть 3G от МТС.
«ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ» (12 января 1959 г.)

Станция «Ленинские горы» (так она называлась до 1999 г.) – первая в мире, расположенная на мосту над рекой. И построили её рекордными темпами, всего за 15 месяцев, применив хитрость: для ускорения затвердевания бетона в него добавляли… соль. Увы, она в «союзе» с водой вызвала коррозию конструкций, они начали разрушаться. С 1983 по 2002 год станция была закрыта для пассажиров. Итог реконструкции впечатляет. Вся остеклённая теперь платформа – как смотровая площадка. На полу – нескользкий гранит, конструкции укрыли белым и зелёным мрамором. И куда без рекордов: эта станция самая длинная в метро – 284 метра.
ОТКУДА МРАМОР?
Жанна Антипушина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева:
– Московский метрополитен – это своеобразный музей камня. В оформлении станций использовано более 10 наименований камней и минералов из более чем 100 месторождений. Основные из них: мрамор (около 20 видов), известняк, гранит и др. Камень привозили из Узбекистана, Армении, Крыма, а также из месторождений в Челябинской области – Коелгинского и Уфалейского. В середине прошлого века широко применяли мраморизированные известняки двух грузинских месторождений – Салиети и Молити. В этом камне, кстати, наиболее часто встречаются останки ископаемых.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
… в смене голосов дикторов есть логика
Мужской голос в вагонах метро объявляет станции при движении к центру, женский – в сторону области. На Кольцевой линии система работает иначе: мужской голос называет станции при движении по часовой стрелке, женский – в обратную сторону. Такое решение было принято для ориентации слепых и слабовидящих пассажиров.
…метро собирались уничтожить
Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации – подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.
…строительство метро придумали черви
Первые станции метро строились вручную – киркой и лопатой: медленно и тяжело. По легенде, изобретатель проходческого щита англичанин Марк Брюнель придумал такую конструкцию, приглядевшись к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жёсткой раковиной с зазубренными краями. С помощью неё червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. Идея превратилась в конструкцию в 1817 году.