Тайны подземки. Путешествие по красной ветке метро, пришедшей на запад Москвы более полувека назад

Фото: mos.ru

Лучшим объектом метрополитена, построенным за последние три года, участники завершившегося перед Новым годом голосования на «Активном гражданине» назвали участок именно Сокольнической линии – от Саларьево до Коммунарки, который практически примыкает к Западному округу. В самом нашем округе грандиозные планы на 2021 год: из 11 станций метро, которыми прирастёт столичная подземка, 5 расположены в ЗАО, на БКЛ. А ещё в наступившем году начнётся строительство Рублёво-Архангельской линии, которая придёт в одноимённый посёлок в районе Кунцево. А Солнцевская ветка, два года назад пришедшая в Солнцево и Ново-Переделкино, с каждым днём всё ближе к аэропорту «Внуково».

Новые линии и станции – это не только выигранное у мегаполиса время на поездки, это ещё и новые строки, вписанные в историю одного из самых красивых метро в мире. Спеша по эскалаторам, галереям и перронам станций, мы мало обращаем внимания на их архитектурные достоинства – таков ритм большого города. И далеко не все знают о том, какие инженерные секреты, а порой и легенды своего происхождения хранят стены станций. Мы решили напомнить о них, совершив путешествия по всем 6 линиям, проходящим по ЗАО. И начинаем мы с Сокольнической линии (до 1990 г. – Кировско-Фрунзенской). «Поедем» мы из настоящего в прошлое.

«ТРОПАРЁВО» (8 декабря 2014 г.)

Архитектурной изюминкой «Тропарёво» стали металлические деревьясветильники не случайно: этот район ассоциируется у москвичей со знаменитым одноимённым лесопарком.

Эту станцию пассажиры называют не иначе как произведением искусства. В необычном стиле выполнены входы в вестибюли. Они плавно вырастают из земли и выглядят как естественное продолжение насыпных холмов. В вестибюле над турникетами – яркое световое панно, на самой платформе главная изюминка – 10 стилизованных металлических деревьев, они тянутся через всю станцию. В «листья» вмонтированы энергосберегающие светильники. Причём свет льётся на их зеркальную поверхность и открытых источников освещения пассажиры не видят. У подножия каждого дерева установлены скамейки замысловатой формы. Кстати, с открытием станции «Тропарёво» была прервана давняя традиция московского метро: писать букву «Ё» на путевых стенах станций без точек.

«ЮГО-ЗАПАДНАЯ» (30 декабря 1963 г.)

Эта станция – классическая типовая «сороконожка»: по 38 облицованных белым мрамором колонн с каждой стороны платформы.

«Юго-Западная», как и «Проспект Вернадского», – новогодний подарок москвичам. Её отличие от станции-сестры лишь в цвете. Путевые стены, например, из светло-зелёной глазурованной керамической плитки. А вот пол выложен всё тем же серым гранитом. Строительство этой станции совпало с массовой застройкой деревень, которые были включены в состав Москвы одновременно с постройкой МКАД в 1960-м. Пришла она, по сути, в чистое поле. Однажды в котлован строящейся станции свалилась местная корова, бедолагу спасли. Один из авторов «Московских историй» в соцсетях вспоминает: «Выйдя из конечной станции метро, «Юго-Западной», увидел на холме за оврагом деревню, откуда доносилось пение петухов, а неподалёку от выхода из метро паслась привязанная к колышку коза…» На протяжении полувека «Юго-Западная» была не просто конечной на Сокольнической линии, а целым транспортным хабом. Остаётся она им и сегодня.

«ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО» (30 декабря 1963 г.)

С «Проспектом Вернадского» красной ветки одноимённую станцию БКЛ (её открытие ожидается в 2021 г.) соединит подземный переход.

От других станций этого типового проекта её также отличает только облицовка. Путевые стены – из чёрной плитки внизу и жёлтой, белой и голубой – вверху. Всё те же 38 колонн с каждой стороны платформы, отделанные белым уральским мрамором с желтоватым отливом.

Мраморный бюст В. И. Вернадского работы скульптора З. М. Виленского установлен в северном вестибюле.

Единственным произведением искусства, украшающим станцию, является выполненный из мрамора бюст учёного, создателя учения о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, имя которого носит не только станция, но и проспект, район.

«УНИВЕРСИТЕТ» (12 января 1959 г.)

Карнизы вестибюлей-ротонд, расположенных по обе стороны проспекта, опираются на ряды колонн, опоясывающих их по периметру.

Эта станция – последняя в нашей подземке, построенная в парадном стиле архитектуры 1930–1950 годов – сталинский проект пилонной станции. Но бороться с «архитектурными излишествами» в строительстве начали уже в 1955 году, так что аукнулось это и «Университету». Уникальность этой станции в том, что она первая в Москве, сооружённая в мягких песчаных податливых породах. Полученный здесь метростроевцами опыт такой проходки пригодился на строительстве других линий.

Тренд на упрощённость типовых проектов – вариации лишь в применении облицовочных материалов – чувствуется уже и здесь.

Кстати, эта станция – одна из двух в московском метро, название которой на путевой стене написано с прописной буквы. И «Университет» стала первой станцией метро, где заработала сеть 3G от МТС.

«ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ» (12 января 1959 г.)

Дополняют эффект единения с природой 10 стеклянных вращающихся витрин с подсветкой, установленных на платформе. В них выставляются любопытные экспонаты: можно заглянуть и в тайны мастерства, и в глубины истории.

Станция «Ленинские горы» (так она называлась до 1999 г.) – первая в мире, расположенная на мосту над рекой. И построили её рекордными темпами, всего за 15 месяцев, применив хитрость: для ускорения затвердевания бетона в него добавляли… соль. Увы, она в «союзе» с водой вызвала коррозию конструкций, они начали разрушаться. С 1983 по 2002 год станция была закрыта для пассажиров. Итог реконструкции впечатляет. Вся остеклённая теперь платформа – как смотровая площадка. На полу – нескользкий гранит, конструкции укрыли белым и зелёным мрамором. И куда без рекордов: эта станция самая длинная в метро – 284 метра.

ОТКУДА МРАМОР?

Жанна Антипушина, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева:

– Московский метрополитен – это своеобразный музей камня. В оформлении станций использовано более 10 наименований камней и минералов из более чем 100 месторождений. Основные из них: мрамор (около 20 видов), известняк, гранит и др. Камень привозили из Узбекистана, Армении, Крыма, а также из месторождений в Челябинской области – Коелгинского и Уфалейского. В середине прошлого века широко применяли мраморизированные известняки двух грузинских месторождений – Салиети и Молити. В этом камне, кстати, наиболее часто встречаются останки ископаемых.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

… в смене голосов дикторов есть логика

Мужской голос в вагонах метро объявляет станции при движении к центру, женский – в сторону области. На Кольцевой линии система работает иначе: мужской голос называет станции при движении по часовой стрелке, женский – в обратную сторону. Такое решение было принято для ориентации слепых и слабовидящих пассажиров.

…метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации – подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

…строительство метро придумали черви

Первые станции метро строились вручную – киркой и лопатой: медленно и тяжело. По легенде, изобретатель проходческого щита англичанин Марк Брюнель придумал такую конструкцию, приглядевшись к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жёсткой раковиной с зазубренными краями. С помощью неё червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. Идея превратилась в конструкцию в 1817 году.

-- Михаил Савельев, Анна Шапорова Фото: Кирилл Журавок


← Депутат МГД Картавцева: Посещение выездных бригад вакцинации от COVID-19 удобно многим москвичам

→ К 118-летию Григория Александрова. Смотрим ленты, созданные Мастером на «Мосфильме»