Кристальная чистота. Репортаж с Западной станции водоподготовки

Кристальная чистота. Репортаж с Западной станции водоподготовки

Западная станция водоподготовки АО «Мосводоканал», расположенная на территории района Солнцево, самая «молодая» из четырех станций Москвы, функционирующих на сегодняшний день.

Высокие показатели

Западная станция снабжает водой не только треть Москвы, включая наш округ, но и некоторые города Подмосковья.

Первый блок был построен в 1964 году. В это время столица бурно развивалась. И по мере того как застраивались отдаленные районы, в том числе Внуково и Ново-Переделкино, город нуждался в дополнительных объемах питьевой воды. Для этого на станции вводились в строй все новые блоки. Последний, четвертый, был открыт в 2010 году.

«По объему подачи мы лидируем, подготавливая треть всей воды, которую все станции сегодня подают ежесуточно в Москву. 24 часа в сутки контролируем все показатели качества воды. Это подтверждает и аккредитованная лаборатория Мосводоканала, и центры Роспотребнадзора, а также независимые организации, – сообщает директор станции Андрей Смирнов. - Качество воды полностью соответствует санитарным нормативам».

Откуда приходит вода?

На Западную станцию вода поступает из Москвы-реки. В районе Рублево стоит мощная насосная станция. Протяженность трубопровода от нее до Солнцева составляет 17 километров. Диаметр самой большой трубы - два метра, остальных – около полутора метров.

С того момента, как вода попадает на станцию, и до завершения фильтрации проходит порядка шести часов. Процессе подготовки включает не только очистку воды от вредных примесей, ее органолептические свойства также улучшаются.

Надежный заслон

Раньше вода, приходившая на сооружение, обрабатывалась хлором, затем выдерживалась в отстойнике и фильтровалась сквозь слой песка. Современные технологии позволяют сделать этот процесс значительно эффективнее. Сегодня процесс фильтрации дополняется обработкой озоном, активированным углем, мембранной ультрафильтрацией, ультрафиолетом.

«На станции применяются технологии, которые удаляют все болезнетворные бактерии. Мы еще в 2009 году одними из первых отказались от использования для обеззараживания жидкого хлора, а с 2012 года хлор не используется на всех станциях. Применяем гипохлорит натрия – безопасный водный раствор. Он также не наносит вреда окружающей среде, – рассказывает Андрей Владимирович. – Еще один из современных этапов дезинфекции – ультрафиолетовое воздействие, которое значительно улучшает свойства воды, в том числе санитарно-эпидемиологические».

В ходе очистки убираются 99,9% вирусов и бактерий. Но при этом в воде остается необходимый, жизненно важный для человека состав: соли кальция, магния и др.

В очищенную воду, перед тем как ее подают в город, добавляется гипохлорит. Это вещество является консервантом. Он не дает воде утратить своих свойств на пути к потребителю.

Станция в деталях

Для нас Андрей Владимирович провел экскурсию по станции: «Это диспетчерская. Сюда стекаются все основные параметры. Дежурные следят за показателями и в случае малейших нарушений передают информацию другим сотрудникам, которые оперативно их устраняют. Каждый диспетчер отвечает за объемы подаваемой в город воды и за ее качество».

Затем мы направились в один из четырех блоков приготовления воды. Первое, что замечаем, – отсутствие людей. «Процесс практически полностью автоматизирован. Но наши сотрудники постоянно следят за ним», - комментирует Смирнов.

Самое первое сооружение – это смеситель, в который подается вода из реки. «Здесь добавляется водный раствор активированного угля, проводится обработка озоном. В ходе реакции получается своеобразная крупа или хлопья, которые мы называем «хлопок». Он притягивает к себе все посторонние примеси.

Следующее сооружение – отстойник. В нем хлопья осаждаются на дно. Далее вода снова обрабатывается озоно-воздушной смесью: пузырьки поднимаются с самого дна и окисляют все вещества, которые остались.

Потом вода проходит через слой ультрафиолетовых ламп, и это свечение убивает оставшиеся бактерии. Получается своеобразный солярий. Такой обработки нет ни на одной станции в нашей стране. Далее – двухслойный фильтр из песка и угля.

Ну и финальная стадия - фильтрация через мембранные блоки. Волокна в своих стенках имеют микроскопические отверстия – две сотых микрона (тоньше человеческого волоса). Вода сквозь них пропускается под большим давлением. На этом процесс очистки завершен», – говорит Смирнов.

Мы попробовали воду, которая прошла все этапы фильтрации. Она кристально чистая и очень вкусная. По словам Андрея Владимировича, в процессе дегустации, которую иногда устраивают для журналистов, почти никто не может отличить ее от бутилированной.

Актуальный вопрос

Многих волнует вопрос: «Не может ли вода быть переносчиком коронавируса?» Ответ Андрея Владимировича отрицательный: «В воде вирус не существует долго, а наша обработка предотвращает его попадание в питьевую воду. Мы можем дать стопроцентную гарантию, что коронавирус не пройдет. Смело пейте».

На станции соблюдаются все меры безопасности. Сотрудники носят маски, перчатки, им измеряют температуру в начале, в течение и в конце дня. «Проводим регулярную обработку помещений с использованием дезсредств, - рассказывает Смирнов. - Везде установлены санитайзеры. Дезинфицируем даже машины, въезжающие на территорию. А для того, чтобы исключить большое скопление сотрудников на входе, было принято решение начинать рабочий день в несколько смен», - подытожил собеседник.

-- Елена Краснова Фото автора


← В Крылатском откроется выставка «Их имена приносит ветром»

→ Собянин: Московские студенты возвращаются к очному обучению