Геннадий Хазанов: «Много раз выступал в «Матвеевке»
Фото: commons.wikimedia.org
Знаменитый артист, худрук Московского театра эстрады Геннадий Хазанов рассказал, как сотрудничал с расположенной в нашем округе киностудией «Мосфильм» и зачем приезжал в легендарный Дом ветеранов кино на Нежинской.
ДОРОГА НА «МОСФИЛЬМ»
– Геннадий Викторович, помимо того что все вас знают как любимого миллионами зрителей артиста эстрады, вы ещё и активно снимались в кино. Причём все ваши фильмы, за редким исключением, были сняты на «Мосфильме». Например, «Полицейские и воры», «Маленький гигант большого секса», «Приказано уничтожить».
– Да. Но иногда мною совершались ошибочные ходы – я отказался сниматься в фильме «Гараж» у Эльдара Рязанова. (Кстати, в основу сюжета фильма легла реальная история – собрание гаражно-строительного кооператива «Мосфильма», участником которого был режиссёр Эльдар Рязанов. – Ред.) чем вызвал искреннее удивление Эльдара Александровича.
– По мнению Рязанова, кого вы должны были сыграть в знаменитой мосфильмовской трагикомедии «Гараж»?
– Там была роль под моей фамилией – в сценарии так и было написано – «Хазанов». Жених, сотрудник НИИ, к невесте он торопился. То, что потом Борислав Брондуков сыграл.
– Сильно жалели потом?
– Ну не сложилось, что ж делать. Зато у меня остались просто прекрасные воспоминания от общения и дружбы с режиссёром Николаем Досталем. У нас сложились замечательные отношения, я его очень люблю как человека, он человек удивительной чистоты, порядочности, скромности невероятной. И дарования. Я у него сыграл в «Маленьком гиганте большого секса» и фильме «Полицейские и воры» – две полнометражные художественные картины, где я с ним имел дело. Больше никто из режиссёров меня в таких больших ролях не видел.
СМЕЛАЯ РОЛЬ
– Как отразился выход фильма «Маленький гигант большого секса» на карьере Хазанова? Помню по вашим интервью, что только ленивый вас не спрашивал про эту комедию – она была очень смелой для страны, где «секса нет».
– Никаких принципиальных последствий не было. Фильм появился на сломе эпох, вышел в 1992 году. Так что чиновникам от культуры не до меня было. Но надо сказать, что «Гигант» своё место в комедийном ряду занял. Прошло 30 лет, и теперь уже ясно: фильм, как свидетель советской комедии, состоялся.
– А Хазанов как актёр кино состоялся, по-вашему?
– Жанр, в котором я работал, мешал тому, чтобы тебя снимали в кино. Так что у меня роман с кинематографом не сложился. Причём не знаю, что стало самой веской причиной: отсутствие дарования, необходимого для того, чтобы быть на экране, нетитульная внешность? Я люблю ставить один и тот же вопрос: как вы думаете, как бы сложилась в нашем кинематографе судьба у Аль Пачино, Дастина Хоффмана, Роберта Де Ниро? Я думаю, что большой судьбы в кино у человека, не обладающего славянской внешностью, у нас не могло быть. Это не значит, что это вообще невозможно. Потому что есть примеры с такими лицами, как Фрунзик Мкртчян. Но всё-таки это исключение. Как составная часть этой огромной империи, где были и такие.
– Зато роли у вас какие! Дважды сыграть Сталина!
– Я всё время говорю – да не играл я Сталина, я снимался! Ну что там играть! В сериале «Фурцева» и приключенческом боевике Сергея Боброва «Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка», снятом на «Мосфильме». А в комедии «Приключения солдата Ивана Чонкина» я играл сапожника Сталина.
ПОПУЛЯРНОЕ МЕСТО
– Кстати, когда вы заходили на территорию «Мосфильма», какие были у вас чувства? Многие актёры говорят: «Благоговение»…
– Вот благоговения у меня точно не было никакого абсолютно. У меня было чувство – как найти мне комнату, в которую меня вызвали. (Смеётся.) Понимаете, когда у меня было всё в порядке на концертной эстраде, меня не мучили вопросы о киноактёре Хазанове. Когда мне предлагали роль, я мог задать себе вопросы: а зачем мне это надо? Какая от этого польза, какие приобретения я смогу иметь? И приходил тогда к выводу: неинтересно. Так что, думаю, роман с кинематографом не состоялся обоюдно.
– Знаю, что вы занимаетесь благотворительностью и не раз посещали Дом ветеранов кино на Нежинской, 5.
– В Очаково-Матвеевском? Конечно. И выступал там много раз, и навещал обитателей дома. И потом, там же ещё жили и действующие киношники, они мне писали сценарии и работали в Матвеевском. Популярное в своё время было это место, его называли просто «Матвеевка».
НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР
– Геннадий Викторович, и последний вопрос. Раньше вы всё время критиковали советскую власть. Но в последнее время во всех наших интервью звучит будто бы ностальгия по тем временам.
– Знаете, капитализм – это гимн безразличию. Или это капитализм в нашей аранжировке. Много чего горького наделано в советское время, очень много – и людей уничтожено, и талантов – всего. Но по равнодушию и безразличию сегодняшнее время даст фору прошлому. Так мне кажется.
– Вы это на себе чувствуете?
– Может, на себе не в первую очередь, я в этом смысле баловень судьбы – и устроен я, и работаю, даст бог, с профессией взаимоотношения продолжаются. Но я сейчас не о себе говорю, вообще. Я просто наблюдаю, что происходит. Может, это закономерно, может, так должно быть. Но иллюзий у меня практически не осталось. Нынешнее время, с моей точки зрения, не такое тёплое, как было у многих обитателей нашей страны в далеко не совершенном прошлом. Хотя, если бы мне предложили вернуться во вчера, я бы вежливо поблагодарил и сказал: «Нет уж, я останусь в сегодняшнем дне». Всё совсем не так уж грустно и плохо, как я пытаюсь нарисовать. Просто это так разговор построился у нас с вывернутой головой назад, о прошлом. Нормально надо жить, надо радоваться. И надо верить в то, что Россию ждёт чистое небо.