Актёр Сергей Никоненко: «Пил в Матвеевке чай с Крючковым и Утёсовым»

24.05.2021 Лонгриды

Актёр Сергей Никоненко: «Пил в Матвеевке чай с Крючковым и Утёсовым» Фото: страница Театра «Русская песня» на Facebook

С народным артистом России Сергеем Никоненко наш корреспондент побеседовала на Открытом российском фестивале патриотического кино «Малая Земля» в Новороссийске, где Сергею Петровичу вручили приз «За вклад в российский кинематограф». Знаменитый актёр, режиссёр, сценарист рассказал о дорогих для него местах на западе Москвы.

ГДЕ ЗВЁЗДЫ ЖИЛИ

– Сергей Петрович, какие места в нашем округе вызывают у вас особые чувства?

– Дом ветеранов кино на улице Нежинской. Мы его называем Матвеевка. Я там выступал неоднократно. Навещал многих. В Матвеевке жила Людмила Филипповна Шмуглякова – редактор «Мосфильма», которая меня пригласила в 1975 году снимать в качестве режиссёра картину «Трын-трава» по сценарию Виктора Мережко. Я исполнил в нём главную роль, а мою жену сыграла Лидия Федосеева-Шукшина. Великая актриса Лидия Николаевна Смирнова в Матвеевке подолгу бывала. Режиссёр Алексей Евгеньевич Габрилович там же проживал, в Доме ветеранов. Многие мосфильмовцы в Матвеевке жили! И меня все там знали, и я всех знал. Часто актёры брали туда путёвочку, чтобы поправить здоровье. В Доме ветеранов замечательные врачи, за неделю можно было пройти полное обследование. Словом, Матвеевка – прекрасное место. Бесплатная медицина, хорошее жильё, отличное питание. Что ещё-то нужно?

ШУТКИ ЛЕГЕНД

– Какие встречи в Доме ветеранов кино вам больше всего запомнились?

– Тот же Николай Афанасьевич Крючков, народный артист СССР, с которым я дружил. Он у меня снимался в картине «Цыганское счастье» в 1980 году – играл колхозного кузнеца Захара Александровича Касьянова. Сценарий фильма тоже написал я – по рассказам Евгения Носова «В чистом поле за просёлком», «Варька», «Шуба». На съёмках моей картины Крючкову звание Героя социалистического труда присвоили. Помню, как мы звезду эту обмывали, как юбилей его отмечали. Однажды Николай Афанасьевич взял путёвку в Дом ветеранов кино. Приезжаю проведать его. А они сидят там, чай пьют с Утёсовым Леонидом Осиповичем. Он там тоже жил. Утёсов в кино ведь тоже не последний человек – в каких фильмах снимался! В «Весёлых ребятах» 1934 года, снятом на «Мосфильме», главную роль сыграл – пастуха-музыканта Костю Потехина. Николай Афанасьевич зовёт меня (Никоненко начинает говорить очень хриплым голосом на манер Крючкова.Ред.): «Серёга, иди сюда, вот мы тут с Лёней чай пьём». Я посидел с ними, чайку попил вместе, послушал их разговоры. Утёсов, помню, спросил Крючкова: «Ты с какого года-то, Коль?» – «С десятого». – «Да тебя пеленать можно!» (Смеётся.) Утёсов был старше Крючкова на 15 лет. О, это такие легенды, величины!

ПРОХОДНАЯ, ЧТО В ЛЮДИ ВЫВЕЛА

– А сам район Очаково-Матвеевское, где находится Дом ветеранов, вам нравится?

– Там замечательный лесопарк. И на территории Дома ветеранов парк отличный. Габрилович жил на первом этаже и мог прямо из номера выйти на улицу погулять.

– Какие ещё места в Западном округе сыграли важную роль в вашей жизни?

– «Мосфильм». Помните: герой Рыбникова, сталевар-передовик Саша Савченко, поёт в фильме «Весна на Заречной улице»: «Я не хочу судьбу иную, мне ни за что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня». Так вот, у кинематографистов была такая шуточная песенка под Рыбникова: «Мосфильмовскую проходную, что в люди вывела меня». Это про меня.

Мне повезло на «Мосфильме» сняться в шедеврах нашего отечественного кино. Я сыграл офицера у Сергея Фёдоровича Бондарчука в «Войне и мире». У Никиты Сергеевича Михалкова исполнил роль лакея Яшки в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». У Кончаловского в «Дворянском гнезде» у меня небольшая роль. Одна из серьёзных работ на «Мосфильме» – «Красная площадь» Василия Сергеевича Ордынского, где я играю матроса Володю Кольцова. Матроса моего неслучайно назвали Володей – роль предназначалась для Володи Высоцкого. Но тогда была практика на «Мосфильме», что худсовету и редколлегии надо было представить несколько актёров на выбор. Режиссёр сказал: «Нужно для проб Высоцкого и ещё каких-нибудь четырёх артистов. Пусть пообсуждают, а утвердим Высоцкого». Называлось это «собачья кость». А в итоге в картину взяли меня.

– А Высоцкий как отреагировал на это?

– Да никак! Он в 1969 году уже известным артистом и бардом был, так что недостатка в предложениях у него не было. Я с Высоцким к тому моменту был хорошо знаком. А познакомились мы с ним, когда он ещё неизвестным артистом был, в 1961 году, в Севастополе, где он снимался в картине «Увольнение на берег». Высоцкий и домой ко мне не раз приходил.

-- Ольга Шаблинская


← В Москве в 1,5 раза снизилось число нарушений при размещении летних кафе

→ Долгая дорога к зрителю. Ленте «Мосфильма» - 60 лет


©