Певица Хибла Герзмава: «Поклонная гора – место силы и мощи»

30.06.2021 Лонгриды
Фото: личный архив Хиблы Герзмава

Запад Москвы занимает особое место в жизни оперной примадонны, народной артистки России и Абхазии Хиблы Герзмава. Мировую известность певице принесли выступления в Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Римской опере, парижской Гранд-опера и на других крупнейших сценических площадках. Но и в нашем округе есть места, где у солистки Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко захватывает дух. Она нам рассказала о них.

«ПОЁШЬ, А У ТЕБЯ МУРАШКИ И СЛЁЗЫ»

– Хибла, хороший артист – человек тонко чувствующий. Какие места в столице вызывают у вас особенный трепет?

– Поклонная гора. Место силы, место с удивительной, мощной энергетикой. И этой самой энергетикой наполнены важные концерты на открытом воздухе, которые часто проходят там. До сих пор помню свои ощущения от исполнения песни «На безымянной высоте» на Поклонной горе в День Победы. Ты стоишь, поёшь, а у тебя мурашки и слёзы. Это очень трогает. 9 мая и 22 июня – священные даты. Для меня очень ценно, что я принимаю каждый год участие в этих концертах государственной значимости и пою очень важные песни. Также до сих пор помню свои чувства, как пела на Красной площади песню «Ленинград». Воевавшие были у нас в семье и с маминой, и с папиной стороны. Есть кто погиб, есть кто вернулся.

Я люблю открытые московские площадки. Я счастлива петь в Москве. Несмотря на график гастролей, провожу больше половины года в столице. Для меня это очень важно – служить здесь, давать концерты, выступать в театральных спектаклях здесь, в России, в Москве.

– А если хочется прогуляться, какие места любите?

– Воробьёвы горы. Я обожаю эти места. Очень люблю туда выехать, погулять, просто подышать. В последние годы Воробьёвы горы преобразились, стали одним из комфортнейших мест для отдыха, где горожанам можно и отдохнуть, и спортом позаниматься, и пообедать. Я вообще очень люблю Москву – Москва у нас роскошная. Это огромный мегаполис, где созданы все условия, удобства. В Европе, например, после спектакля очень трудно где­-то посидеть, поужинать – есть определённый регламент. А в Москве неважно, какие и когда к тебе гости приехали, ты всегда можешь их принять на высоком уровне. В любое время открыты рестораны потрясающие, магазины, можно пройтись по ухоженной, красивой Москве. Я очень горжусь тем, что у нас такая столица.

ДЕЗДЕМОНА РВЁТ И МЕЧЕТ

– Многие классические музыканты говорят: звукозаписывающая студия на «Мосфильме» – одна из лучших не только на западе столицы и Москве в целом, но и в России. А у вас какие впечатления от этого легендарного места?

– Все телевизионные записи и записи для главных концертов, посвящённых государственным праздникам России, мы записываем там, на «Мосфильме». Конечно, это удивительное, историческое место. Я «Мосфильм» люблю с детства. Каждый раз для меня очень трогательно бывать там, с огромным трепетом приходишь на киностудию. Сколько легенд нашего кино видели её стены.

Кстати, раз уж мы заговорили про кино, хочу сказать: значимым событием в моей многолетней оперной карьере стало то, что я работала с таким великим киношным режиссёром, как Андрей Кончаловский. Именно он поставил «Отелло» в музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где я исполнила Дездемону. Для меня очень важно, что он по­-другому видит оперную певицу на сцене. В этом спектакле я совершенно нетипичная Дездемона. А ещё очень ценно, что Андрей Сергеевич даёт артисту свободу творчества. Помню, как Кончаловский говорил: «Ты делай как тебе удобно, но я бы хотел, чтобы ты сделала так».

Он имел в виду, чтобы петь было удобно. А в актёрском плане мы выполняли все его задачи. Я в принципе такая певица, которая готова на очень серьёзные трудности, я не боюсь этого. Третий акт в «Отелло» получился очень сильным, Дездемона рвёт и мечет. Это нужно смотреть, словами эту постановку Кончаловского не описать.

Это была серьёзная школа, и я счастлива, что в моей жизни была постановка с Андреем Сергеевичем, с которым я мечтала поработать очень давно. И мечта осуществилась.

Также для меня очень значимо сотрудничество с театральными драматическими режиссёрами Адольфом Шапиро, поставившим «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, и Кшиштофом Варликовским, поставившим вердиевского «Дона Карлоса» в Париже. Кшиштоф – абсолютно сумасшедший (в хорошем смысле слова) режиссёр.

Работа с такими людьми открывает тебя по-­новому. Потому что киношные и театральные драматические режиссёры не видят в нас просто оперных певиц, они видят в нас драматических актрис с голосом. поэтому и спектакли получаются совсем другие, они в чём-­то кинематографичные, в них очень сильна драматическая составляющая.

ОСТАНОВИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ

– Недавно вы получили Государственную премию Российской Федерации. Какие чувства испытали?

– Для меня это главная премия. Я испытываю абсолютную благодарность за то, какую высочайшую оценку дали моей профессиональной деятельности. Это огромная честь и стимул ещё больше стараться, многосторонне развиваться, правильно выбирать репертуар.

– А правильный репертуар – это какой?

– Оперная певица должна расти на своём репертуаре. Возьмём, например, «Травиату». Любая студентка может спеть эту оперу Верди. Также любое сопрано с хорошим тембром может исполнить Медею или Норму. Но важно наполнение. Именно наполнение этой великой музыки – вот что по-настоящему ценно. Это главная составляющая всей совокупности ролей вообще всех музыкальных оперных постановок. Конечно, я с возрастом по-другому стала исполнять многие партии. Опыт, знания, ощущения – всё это собирается многие годы, что­-то распределяешь в исполнении, что­-то убираешь, что­-то добавляешь. Важно, что всё время идёт работа. Остановиться никак нельзя, ну никак.

-- Ольга Шаблинская


← В столичном учебно-методическом центре ГО и ЧС подвели итоги учебного года

→ Памяти актрисы. Инна Ульянова впервые появилась на экране в ленте «Мосфильма»