В храме святого благоверного князя Александра Невского прошла беседа «Как любить всех»
Порой эта фраза просто неподвластна уму... Ведь мы любим своих близких как-то по-особенному, выделяя среди других. Да и можно ли всех любить одинаково? В поисках ответа на этот вопрос прихожане вместе с отцом Игорем вернулись к истокам самого понятия «что есть любовь» и как любить своего ближнего, как самого себя?
Любить надо каждого и, в первую очередь, отдельно взятого человека. Ты встретил кого-то – удели ему внимание. Любить всех невозможно, это просто исключено. Знаете, принцип «любить всех», это такой рекламный слоган: «я всех люблю». Об этом очень хорошо сказано у Достоевского: «ради блага миллионов можно пожертвовать ста тысячами». Принцип, о котором мы очень часто слышим в современном мире, совершенно неприемлем. Причем здесь эти сто тысяч человек, которыми можно пожертвовать? Говорят: «Статистика – страшная вещь». Нас склоняют к мысли, что мы живем в обществе, где человек вообще не виден, где его вообще нет. «На тысячу здоровых – десять человек заболевших». Мало? Очень мало. А эти десять человек? Будь ты родителем одного из этих детей, что тебе до статистики? Твой ребенок страдает. Или говорят: «Обязательно надо прививаться, так как статистика дает очень малый процент осложнений (5-7 %)». Это ничто по сравнению с эпидемией, я согласен. Но если твой ребенок попадает в эти 5 %, что тебе до остального. Был случай, когда после прививок отнялись ножки у ребенка – заболел полиомиелитом. Что ему до этой статистики? Любить всех невозможно.
Мы можем любить конкретного человека
Да, Господь может любить всех, Господь уникален. Знаете, как Свиридов очень интересно в статье писал об одном музыкальном произведении. В таком-то такте 8-я или 10-я скрипка сфальшивила. Он среди множества инструментов выделяет каждый, он слышит, в общем-то, каждый инструмент. Бог слышит каждого из нас, Бог выделяет каждого из нас. Он может любить всех. Мы этого делать не можем. Мы можем любить конкретного человека. Человек, который пытается любить всех, он просто распыляется, его просто не хватает. А вот конкретно каждому можно помочь. Маленькую свечку зажечь можно. Да, в меру твоих сил. «Свечку зажечь» - я имею в виду сделать какое-то маленькое дело. Не поднять свое раздражение выше гортани, взять и просто выслушать кого-то. Причем здесь должно быть не просто елейное состояние. Как любить каждого? Преследовать его пользу.
Перед глазами у меня есть уникальный пример такой всеобъемлющей любви. У меня был духовник, он скончался в 1996 году. Вокруг него всегда собиралось много людей, особенно к нему приезжала молодежь.
После него осталось много известных батюшек, как, например, о. Александр Торик, о. Алексей Грачев.
Ежегодно, собираясь в день его памяти, мы после литургии начинали общаться на совместной трапезе, и через какое-то время каждый понимал, что он, оказывается, любил только тебя. У каждого было полное впечатление, что он любил тебя больше всех. Как ему это удавалось? Оказывается, он точно так же любил твоих родителей, твоих друзей. Все говорили об одних и тех же ощущениях. У всех был один и тот же взгляд на одну и ту же проблему. Человеку это возможно – выдать своему ближнему такую любовь, крайнее уважение, внимание.
Много ли человеку надо? Особенно человеку, который любит? Который не себя любит. Тому, который себя любит, нужно, чтобы ему постоянно говорили, чтобы ему доказывали, чтобы его поддерживали. А тот, который любит? Ему вообще-то очень мало надо. Почти толику, какую-то мелочь.
Настоящая любовь - это не вздохи под луной...
Любовь – это то состояние человека, когда он преследует выгоду другого человека. Это настоящая любовь. Это не вздохи под луной, а благодарность, радость в этих взаимоотношениях, и естественно, жертвенность. Как-то в этой аудитории я приводил такой пример. Был зарубежный фильм о том, как двое террористов захватили квартиру, поставили там свой пулемет и должны были сутки просидеть в этой квартире, ожидая, что на их точку выйдет объект, который нужно уничтожить. Эти сутки и показаны в фильме. А в этой квартире оказалась девушка. Она понимала, что ее могут убить. Трагическая ситуация.
Там был один очень интересный момент. Вдруг к ней приходит молодой человек, набирает в домофон. И террористы понимают, что пошло что-то не так и говорят девушке: «Раз он пришел, значит, он знает, что ты здесь – бери трубку и приглашай его сюда». Она тоже понимает, что их двоих убьют. Она поднимает трубку. Он говорит: «Дорогая, это я». Она говорит: «Пошел вон, я тебя ненавижу, ты сволочь, гад и предатель. Я тебя никогда не любила, я с тобой была только из соображений личной выгоды...» Начинает ему говорить такие гадости, после которых, как минимум, тебя стошнит. Начинает говорить ему про какие-то свои любовные похождения, еще о чем-то таком, чего не было.... Вешает трубку, садится и плачет. Было два террориста – один добрый, второй плохой. Один ей говорит: «Ну, ты крутая!» А другой – раз ему по морде: «Молчи, дурак. Ты понимаешь, что она сейчас сделала?» Вот это – выражение любви. Когда человек не преследует своей выгоды, а преследует выгоду другого человека.
Родительская любовь дана нам как образец
Чтобы у нас был образец, как надо всех любить, вообще всех, нам ведь дана родительская любовь. Она какая-то большая и безграничная. Мы слышали много таких историй, особенно из военного времени. Знаю один случай, когда в госпиталь пришла доза пенициллина на одного человека. Дочка врача и другая незнакомая девочка болели одной и той же болезнью. И мама врач отдает лекарство не своей дочери, а незнакомой девочке. И дочь умирает. Выжившая девочка потом рассказывала мне эту историю.
Мы стали, наверное, другими людьми. Или нет? Нет. Мы все те же. Мы все равно люди. Слава Богу, что мы не стоим перед лицом этого выбора. Нас Господь так не испытывает. Как мы поведем себя в той или иной ситуации, мы даже спрогнозировать не можем, не можем понять.
Любовь к Богу измеряется любовью к ближнему
Можно ли любить кого-то больше, чем дочь, родителей, супруга? Можно! БОГА. Вот интересный момент. Когда мы говорим, что мы можем любить Бога больше, чем кого бы то ни было, то оказывается, что абсолютно все в выигрыше. Отнюдь не потому, что мы от них отворачиваемся и начинаем напропалую ходить в храм. Нет, это не любовь к Богу. Хождение в храм – это не любовь к Богу. Был такой замечательный митрополит. Он в Советское время уже на покое жил в Жировичском монастыре. В субботу на Всенощную заходит митрополит в храм, его торжественно встречают. Он воздевает руки к небу и начинает службу: «Слава Святой, Единосущной и Животворящей Троице»... Хор поет «Аминь». И вдруг вбегает женщина и кричит: «Кирилловна горит»... Он говорит: «Все тушить»! Останавливает службу, снимает с себя облачение. Все уходят тушить. Приходят мокрые, он обратно облачается и продолжает служить. Вот это правильное отношение к ближнему.
Любовь к Богу все равно измеряется любовью к ближнему. Но забота о ближнем – это не измерение любви к Богу, здесь нельзя провести такую параллель. Когда мы начинаем заботиться о ближнем, на этом строить всю свою жизнь, мы можем в этом погрязнуть, мы можем в этом утонуть. Когда ты начинаешь любить Бога, ты понимаешь, что за ближним нужно ухаживать, и ты этого не замечаешь, заботы тебя не обременяют. Вот это бескорыстная забота и любовь к ближнему. Далеко не такая, когда человек рассуждает: «Мне надо, чтобы моя любовь к Богу была явной, и я должен вот так себя вести». Это неправильно, потому что здесь в человеке присутствует голый расчет, корысть, и, в общем-то, это ни к чему хорошему не приведет.
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
А как мы любим себя? Здесь нужно решить вопрос со второй частью «как самого себя». Мы себя хорошо одеваем, мы себя обязательно покормим, как минимум, один раз в день, а, как максимум, раз двадцать. Вот точно так же надо и к ближнему относиться. Мы о себе заботимся. Но в любви к себе есть еще одна важная деталь, которую мы просто обязаны применить и к ближнему. Кто себя не оправдывает? Абсолютно все. Что бы ты ни сотворил, ты все равно себя оправдываешь. Кто может оправдать своего ближнего столько раз, сколько оправдывает себя? Таких мало. Что бы ты ни сделал, в лучшем случае, думаешь: «Потом разберусь». Да? Мы любим себя, мы всячески пытаемся себя оправдать. Надо все-таки стремиться к также оправдывать и ближних.
Помните, я рассказывал совершенно замечательный такой случай, я не устану его повторять. В метро в час пик женщина средних лет вбегает и вдавливает в вагон молодого человека. За ней закрываются двери, и вдруг она понимает, что он совершенно пьяный. Она вправо, влево, чтобы как-то его обойти, но народ кругом. Никак не удается. Поезд трогается и... все на нее.... Она кое-как увернулась, но все пальто... Вот что бы вы сделали?..
Вагон весь замер, колеса перестали стучать... А она сказала: «Надо же, огурчик к огурчику, горошек к горошинке»!.. Знаете, ее сразу все полюбили. Нашлась вода, тряпки какие-то... Этого бедного парня чуть не растерзали. Он извинялся... Одна маленькая реакция... правильная реакция...Представьте себя на месте этого молодого человека. У вас отравление, вам плохо. Как бы вы к себе отнеслись. Оправдали бы?
Как мы относимся к себе? Критически. Можем себя покритиковать... А в основном как? «Я вот такой хороший, пушистый, розовый, но что-то не складывается»... Ты хочешь, чтобы тебя пожалели? Пожалей другого. Отнесись к нему с милосердием. Но, это, честно говоря, – талант. Общение с другим человеком – это талант. Это дар Божий, об этом надо просить, молиться. И дается он, наверно, человеку, который может правильно им воспользоваться.
Есть два состояния, когда ты себя заставляешь творить добро
Часто можно услышать такое высказывание: «Многие поступки ты заставляешь себя делать, потому что ты христианин, но в какой-то момент ты понимаешь, что ты себя заставляешь». Да, есть два состояния, когда ты себя заставляешь. Первое – когда ты понимаешь, что так надо, для тебя это неестественно, но ты этому научаешься. Мне кажется, это положительный момент. Если же ты это делаешь, как под дулом автомата, это, наверное, плохо.
Это сравнимо с тем, как ты делаешь доброе дело. Из корыстных побуждений или заставляешь себя? Заставляешь – положительный момент. Из корыстных побуждений – плохо. Когда ты себя понуждаешь, пересиливаешь и делаешь добрые дела, то мне кажется, это – очень положительный момент.