Открывается выставка Движущиеся объекты Владимира Мартиросова

05.10.2015 Культура

7 октября в 18:00 на площадке Галереи XXI века объединения «Выставочные залы Москвы» открывается выставка «БИОМЕХАНИКА» Движущиеся объекты Владимира Мартиросова.

Биомеханика — уникальный метод преподавания театрального искусства, разработанный Всеволодом Мейерхольдом в послереволюционной России. Новая наука была призвана реформировать театр через подчинение актера обще механическим законам: размеру, метру, ритму. Биомеханика помогала Мейерхольду решить две важные и насущные задачи: во-первых, сближение искусства с жизнью, а во-вторых, поверка самого искусства наукой̆. Эти принципы лежат в основе произведений театрального художника Владимира Мартиросова. Каждый «артист» его театра живет свою закономерную роль и вдохновлен силами самой природы. А в природе, как известно, нет ничего лишнего.

Движение – жизнь. Так сказал классик, и так мыслит создатель кинетических объектов Владимир Мартиросов.

Движение зачаровывало его с детства. Наблюдая за полетом мухи, падающими каплями воды, раскачивающимися деревьями, он пытался ухватить их энергию и подчинить своему замыслу. Вдохновленный природой, он исследовал её как художник. Так появились механические прототипы живой природы, наделенные живой душой художника. Изготовленные из прутиков и бамбуковых реек, приводимые в движение маленькими моторчиками, скульптуры живут своей неторопливой жизнью. Они покачивают суставами, расправляют крылья, издают голоса и вздыхают. У каждого свой жизненный цикл, повторяющийся снова и снова. Всё, как в фантастическом игровом театре, только герои здесь – биомеханические. Их жизнь обусловлена механическим движением.

Выставка Владимира Мартиросова «Биомеханика» – это тот редчайший для визуальных искусств случай, когда фотографии работ, даже превосходные, не могут даже в малой степени передать то самочувствие, которое возникает при непосредственном общении с объектами этой экспозиции. Именно общении, когда последовательное включение (оживление?) объекта выставки мгновенно переносит зрителя из безусловного пространства вернисажа во втягивающее, магическое пространство театра. Собственно говоря работающая, включенная (и в буквальном смысле – в электрическую сеть) выставка сразу же становится театром визуальной миниатюры. Только в режиме пространственной инверсии – перемещаются зрители, а механические «актеры» не в креслах сидят, конечно, а стоят возле стен и колонн, началом движения, порой едва заметного и очевидно бесцельного, привлекая к себе внимание. Движение, пощагово разложенное на первичные элементы, завораживает своей кажущейся простотой, божественной логикой элементарно живого. Живого постольку, поскольку оно движется вроде бы само по себе. Бесцельность и повторяемость движений этих странноватых объектов актуализирует идею экологичности, обнажает ее суть: среда обитания комфортна постольку, поскольку она самодостаточно автономна и воспроизводима, остается оплотом устойчивости в изменяемом человеком мире.

Сотворенный Мартиросовым мир мал и хрупок, хрупок и в буквальном смысле – эти невидимые лесочки, тонкая бумага и бамбук исключают не только грубое вмешательство, но даже прикосновение. Здесь можно и нужно общаться только сердцем и взглядом. Добреющим от каждого взмаха этих доверчиво нелепых крыл, наивно угрожающих выползающих иголок, долго и суетливо собирающегося издать звук свистка...

В наше время стеба, приколов и ставшего уже привычным эмоционального экстремизма актуального искусства, такая художническая доброта, и правда, дорогого стоит.

Выставка продлится до 6 ноября
Адрес :Галерея XXI века (М. Славянский бульвар),
ул. Кременчугская, дом 22, тел.: 8(499)445-16-50
galleryxxic@yandex.ru

-- Никита Бреус


← Рейтинг МГУ в мире неуклонно растет

→ Состязание православных знатоков