Кинооператор Анатолий Петрицкий: «Мимино» снимали на Воробьёвых горах и проспекте Вернадского»

Кинооператор Анатолий Петрицкий: «Мимино» снимали на Воробьёвых горах и проспекте Вернадского» Накануне юбилея. 14 декабря мастеру кадра исполнится 90 лет.

Вся жизнь Анатолия Анатольевича Петрицкого связана с западом Москвы – Кутузовским проспектом, улицами 26 Бакинских Комиссаров и Мосфильмовской, где расположена главная киностудия страны. На «Мосфильме» им сняты десятки кинолент, среди которых шедевры отечественного и мирового кино: «Война и мир», «Мимино», «Мой младший брат», «Мой ласковый и нежный зверь».

Мы побывали в гостях у Анатолия Анатольевича накануне юбилея, чтобы поговорить с мастером о профессии, о предложенных им новых приёмах в области съёмки и, конечно, о дорогих сердцу юбиляра местах нашего округа.

ВМЕСТО БУКВАРЯ – «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

– Анатолий Анатольевич, вы живёте в одном из самых знаменитых домов столицы – в легендарной высотке, большую часть которой занимает гостиница «Украина», и это символично, ведь Украина – ваша родина. Ваш отец – выдающийся украинский и советский художник-авангардист, непревзойдённый сценограф Анатолий Галактионович Петрицкий. Никогда не собирались продолжить династию?

– Раньше чем я взял в руки букварь, я познакомился с «Историей искусств». Отсюда, наверное, и мой интерес к изображению в кино. Я неплохо рисовал, но война, эвакуация, постоянные переезды с родителями, бесконечная смена школ не позволили вовремя начать обучение живописью. В старших классах увлёкся фотографией, а после окончания школы уехал из Киева в Москву поступать на операторский факультет ВГИКа – и с первой попытки стал студентом. В 1955 году пришёл на «Мосфильм». Начинал ассистентом, помощником оператора, работал над эпизодами. Первой моей самостоятельной лентой стала картина Александра Зархи «Мой младший брат».

ОГОНЬ, ВОДА И РОЛИКИ

– Некоторые сцены фильма «Мой младший брат» вам приходилось снимать в шторм в открытом море, во время качки, когда многие актёры и члены съёмочной группы мечтали только об одном – попасть на берег. Как выдержали в таких условиях?

– Я морской болезнью не страдал. Профессия оператора предусматривает работу в экстремальных условиях, я был к этому готов.

– А возникали опасные ситуации на съёмках «Войны и мира»?

– Сложности были. Снимали сцены пожара Москвы. Чтобы показать главного героя, Пьера Безухова, в эпицентре пожара, я предложил соорудить рельсовый круг, в центре которого были установлены осветительные приборы и камера. Работать внутри круга, когда по сценарию начинала гореть декорация, было физически тяжело и небезопасно, но мы волновались не за себя, а за состояние плёнки, за качество изображения.

– Вы предложили новые операторские приёмы для съёмок батальных сцен. Достаточно вспомнить знаменитый «пролёт» камеры над местом сражения батареи Раевского на Бородинском поле. Как удалось это сделать?

– Была построена специальная конструкция, приподнявшая батарею над полем, а сверху натянуты тросы, по которым на роликах своим ходом скользила камера на подвесной тележке. Она летела над пожарищем сквозь огонь. Нужно было сделать этот полёт быстрым, чтобы камера не пострадала от пламени, и вовремя его остановить. Тормозили движение камеры поролоновые коврики, которыми в нужных местах были обмотаны тросы.

– Вы встали на ролики, снимая сцену первого бала Наташи Ростовой, чтобы передать непрерывность кружения, ощущение полёта или были иные задачи?

– Мы снимали в Первом павильоне «Мосфильма». Массовка огромная, танцоры должны двигаться легко, свободно, без преград, а рельсы, по которым обычно перемещается камера, могли помешать кружащимся в вальсе парам. И тогда пришла идея использовать роликовые коньки, которые я позаимствовал в секции прыжков с трамплина, где занимался мой сын Андрей. Меня везли ассистенты, в руках я держал ручную камеру, снимающую сцену единым планом, а затем в определённой точке взлетал вверх уже на операторском кране.

ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА

– Вы снимали на Балтике, в Сибири, в Закарпатье, на Кавказе… А какие места нашего округа попали в объектив вашей камеры?

– В картине «Мимино», которую считаю лучшей своей работой в кино, сделанной с Георгием Данелией, мы запечатлели Воробьёвы горы, где просыпаются в машине герои Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна. Попал в объектив и Ленинский проспект – на выезде из города. Именно там прощаются герои фильма. Сцена продажи автомобильных покрышек снята в одном из дворов проспекта Вернадского, по сценарию, в этом доме живёт заклятый враг Мимино – Папишвили. В похожем кооперативном доме на улице 26 Бакинских Комиссаров мы жили какое­-то время с женой и сыном.

– Вы были женаты на дочери легендарного «Чапая», актёра Бориса Бабочкина, Наталье Бабочкиной. Вы познакомились на съёмках?

– Мы встретились во ВГИКе, случайно. Наталья окончила МГИМО, факультет журналистики, работала в журнале «Москва». Любовь с первого взгляда. В 1953 году поженились и жили в семье Бабочкиных на Кутузовском проспекте, 2/1. В этот дом мы вернулись через много лет. Здесь рос наш сын, здесь мы были счастливы. Украинский бульвар, переулки, дворик – всё родное, знакомое, уютное.

-- Рита Долматова Фото: Кирилл Журавок


← В Тропарево-Никулине ввели в эксплуатацию учебно-лабораторные корпуса Сеченовского университета

→ Сергунина: Около 80 площадок приглашают москвичей на заключительную в этом году акцию «День без турникетов»