Работает дядей Стёпой. Один день службы со старшим участковым инспектором полиции Кунцева провёл наш корреспондент
Майор Боженов: «Самое главное в работе участкового – найти подход к людям».
Раннее утро, 8.30. Оружие старшим участковым инспектором по району Кунцево майором полиции Романом Боженовым получено, инструктаж проведён. Обычное начало службы в будни, если не считать одного обстоятельства: сегодня напарником майора по службе будет наш корреспондент.
Впрочем, началась для нас обоих дежурная смена чуть раньше. Ещё не было восьми, когда я подошёл к жилому дому на улице Ярцевской, 23, над одним из входов в который – вывеска «Участковый пункт полиции». Майор Боженов меня уже ждёт. Но и я не опоздал, прибыл в точно назначенное время, за что получаю похвалу – в работе участкового инспектора каждая минута дорога. И поблажек быть не может даже в канун профессионального праздника: 17 ноября – День уполномоченных участковых полиции.
КАК ВСПУГНУТЬ ВОРА
«Ну что, начинаем обход закреплённого участка, – не даёт мне расслабиться Роман Александрович. – Для начала заглянем в торговый центр. На мой недоумённый взгляд отвечает: «Да-да, за участковым закреплены не только жилые дома, но и магазины, школы и другие объекты». В одном из магазинов старший инспектор интересуется, всё ли в порядке. К его удовлетворению и моему сожалению (крутой эпизод репортажу бы не помешал), оказалось, что помощь не требуется. «Иногда здесь совершаются некоторые правонарушения, – говорит майор, – и часто достаточно визита инспектора, чтобы вспугнуть потенциальных преступников. А это и есть профилактическая работа».
МУЖСКОЙ РАЗГОВОР
Мы направляемся к жилым домам. Предстоят профилактические беседы с жителями и поквартирный обход, если потребуется. Пока идём, прошу рассказать, с какими случаями часто приходится сталкиваться. «Однажды пришла в участковый пункт женщина, – рассказывает Роман Александрович. – Чувствую, решение прийти к нам далось ей нелегко, она заметно нервничала. Выяснилось, что её 13-летний сын связался с плохой компанией. Дома на неё кричит, конфликтует. Воспитывает сына она одна, не хватает мужской руки. Расспросил у мамы всё про подростка – я же должен найти к нему ключик – и вызвал его к себе. Поговорил с ним как мужчина с мужчиной, на равных. Мальчишка всё понял и правильные выводы сделал». «А что вы ему сказали?» – интересуюсь. «А тут нет определённых шаблонов, слова сами приходят по ходу разговора. Общие фразы никогда не работают, – говорит участковый. – И таких примеров могу привести много».
Роман Александрович знакомится с жительницей дома 9 по ул. Оршанской Викторией и её 1,5-годовалой дочкой Машенькой.
И будто в подтверждение его слов – случайная встреча на улице с бывшим подопечным майора Боженова, Александром. «Сейчас жизнь у меня наладилась, никаких нарушений нет, устроился на работу. Спасибо вам. Если бы не вы, не знаю, сколько бы ещё болтался», – парень, кажется, искренне рад встрече и протянутую ему руку жмёт с благодарностью. «Профилактический обход – это уши и глаза для участкового. Люди, которые тебе доверяют, всегда расскажут, есть ли проблемы в их подъезде или доме», – делится тонкостями своей работы участковый. Заходим во двор дома на улице Оршанской. «Здравствуйте, я ваш участковый, давайте знакомиться», – обращается Роман Александрович к незнакомой ему женщине с ребёнком. «Очень приятно, я Виктория, а это моя дочь Машенька», – улыбаются они ему в ответ. «Вот мой телефон, если будет нужно, обращайтесь», – прощается майор. И что-то мне подсказывает, что в трудную минуту они обратятся. А мы идём дальше – участок очень большой.
ПРИМЕР ПРАДЕДА ПОДСКАЗАЛ
«Роман Александрович, не сочтите за лесть, но когда я слушал, как вы общаетесь с местными жителями, вы мне напомнили столичную версию доброго участкового Анискина из «Деревенского детектива» или подобного героя современного российского сериала «Чужой район», – замечаю я на обратном пути в участковый пункт полиции. Такие сравнения моего спутника явно смущают, потому акцент он делает на этом: «Район Кунцево мне не чужой, я здесь родился и вырос. Часть детства прошла на улице Молдавской у прабабушки и прадедушки. Кстати, мой прадед Фёдор Иванович Боженов – потомственный военный, участник обороны Москвы в 1941-м, воевал под Волоколамском. Помню по его рассказам, какое это было страшное время, когда в бой уходили 40 человек, а возвращались 2–3. И после войны прадед старался жить ради людей, всегда откликался на просьбы о помощи. Пожалуй, именно его пример не оставил у меня сомнений, какую профессию выбрать. Вникать в проблемы людей, участвовать в их жизни, приходить им на помощь, особенно незащищённым – детям и пожилым людям, – в этом и есть суть работы участкового. А иначе для чего мы ещё нужны?»
Консьержка дома по ул. Партизанской, 36, Татьяна Николаевна докладывает: «В подъезде всё спокойно, порядок не нарушают».
День подходит к концу, мои ноги нещадно гудят, кажется, мы намотали по району километры. Пора домой. Но у меня есть ещё один вопрос: «А с каким настроением вы приходите домой после трудного дня?» «С хорошим, как и сегодня, – улыбается Роман Александрович. – Вот только по пути куплю жене цветы».