ВДНХ - судьба одной выставки

Рождённая, чтобы стать символом совершенства советской системы, выставка повторила судьбу страны...

Первого августа 1939 году на когда-то бывшей территории усадьбы графа Шереметьева, которая находилась на северо-восточной окраине Москвы, открылась "Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка". Приветственную речь зачитал В.М. Молотов. Цель данной выставки ставилась амбициозная - продемонстрировать всему миру и всем советским людям, которые в своей массе были вчерашними крестьянами, успехи молодой советской России. Показать наглядно, ради чего затевалась Великая Октябрьская Социалистическая Революция, и оправдать все трудности, связанные с гражданской войной и коллективизацией. Новой выставке суждено было стать остриём копья советской агитационной машины, сеять величавое умиротворение от мастерства и мощи нашей необъятной Родины...

Разумеется, было важно не только содержание самой выставки, но и её архитектурная форма, ответственным за которую стал московский архитектор Вячеслав Константинович Олтаржевский, уже памятный Москве по зданию Киевского Вокзала. Недолго пребывая в раздумье, Вячеслав Константинович предложил свой вариант, который и был принят комиссией. Однако, спустя пару лет, его план работы признают негодным, сам Олтаржевский попадет на скамью подсудимых, где и получит билет до Воркуты, с уточнением "за растрату". Там, впрочем, он тоже трудится главным архитектором, проектируя центральные районы своего нового города. А вот в Москве на его место ставят одного из авторов генеральной реконструкции Москвы Сергея Егоровича Чернышёва.

Сергей Чернышёв рассмотрев план Олтаржевского в целом его принял, но посчитал, что сама концепция павильонов нуждается в принципиально ином осмыслении. Дело в том, что Олтаржевский руководствовался тем, что павильоны должны быть соразмерны крестьянскому представлению о труде, то есть напоминать большие сараи. Чернышёв же справедливо полагал, что дворец труда, он прежде всего дворец, а значит и сделан он должен быть соответствующим образом - как настоящий дворец.

Концепция выставки была выбрана следующая - каждый павильон должен был представлять либо отдельную республику СССР, либо часть огромной РФСФР. Само собой, павильоны не должны быть скучены, чтобы не мешать друг другу, но так же их необходимо было расставить достаточно близко, чтобы образовывать единый ансамбль. Своей лаконичностью ВСХВ больше напоминало древнегреческое святилище, с многочисленными храмами изукрашенными вырезанным из камня орнаментом, стройными колоннами русского классицизма и атлетическими статуями рабочих и колхозников.

Разумеется, над ВСХВ трудилось много архитекторов и скульпторов, инженеров и простых строителей, достаточно вспомнить одну только Веру Мухину, которая создала всемирно известных "Рабочего и колхозницу", чтобы понять уровень профессионалов. Фактически за каждым павильоном, каждой дорожкой и улочкой ВДНХ стояло имя мирового масштаба. Зенитом славы "классического" периода ВДНХ стала выставка 1954 года. Античный мир, переполненный смыслами и провидением эпохи научного материализма лёг на чело Москвы как венец. Тут было всё: и сумрачный гений технического прогресса, представленный сложнейшими механизмами, и достижения и многочисленные успехи больших и малых народов СССР. Были же, разумеется, и места для отдыха, различные кафе и тенистые аллеи, где можно было насладиться неспешным отдыхом. Центральным местом классического периода ВСХВ-ВДНХ стал фонтан "Дружбы Народов", где были запечатлены 16 подруг-сестёр которые символизировали республики СССР.

ВСХВ становится ВДНХ

Однако, всему этому великолепию не суждено было длится долго. Уже со следующего 1955 года, пришедший на смену Иосифу Сталину Никита Хрущев начинает свою знаменитую борьбу "с излишествами в архитектуре". Рассчитав, что коммунизм - это определённые количественные показатели, достигнув которые можно будет отчитаться о его построении, Никита Сергеевич резво принялся сокращать "технические расходы", в том числе досталось и ВСХВ.

В 1958 году советом министров СССР было принято решение об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок, вследствие чего ВСХВ сменила название на "Выставка Достижений Народного Хозяйства" и поныне известна своей аббревиатурой ВДНХ. Претерпела изменения и сама структура выставочного комплекса. Новые власти посчитали, что старое территориально-имперское деление павильонов не отвечает новым задачам. Было принято решение об упразднении национальных уголков в угоду тематическим выставкам. А вслед за этим началось и вовсе непонятное. Сталинские дворцы, зачем-то, заковали в бетонные плиты, превратив их в огромные коробки. Более того, часть павильонов была утрачена или попросту снесена, как например павильон "Грузинская ССР", павильон "Урал" и многие прочие.

После этого началось и что-то совсем странное, четко-выверенная расстановка павильонов сбилась напрочь. То тут, то там возникали новые стеклянные гробы, которые своим видом коверкали ансамбль зданий. Вместо размеренного и продуманного плана, получалось какое-то невзрачное нагромождение зданий. Объяснить это личной нелюбовью Никиты Хрущёва к Иосифу Сталину не представляется возможным. Началось всё это, кончено, при нём, но ведь порочная система сохранилась и после. Невозможно разобраться во внутренней логике, которой руководствовались ответственные за ВДНХ начальники. Возможно, причиной всему стал некий культурный слом советского руководства, который позднее привёл к Перестройке.

Советские начальники, начинавшие свою жизнь в одной кремлёвской коммуналке, довольно быстро обжились и оценили порочную лёгкость больших личных квартир. Но значит большая квартира, если можно иметь еще больше? С конца 1960-ых годов революционный запал страны победившего социализма постепенно тухнет. На место ему приходит философия "построения коммунизма в отдельной квартире". СССР, в глазах своего руководства перестаёт быть предметом самоценным, мечта о космосе и далёкой вселенной меняется на мечту о американских джинсах и заграничной музыке. То, что советская пропаганда презрительно называла "мещанство" постепенно прокрадывалось в аппарат управления, в итоге поставив на главный пост Михаила Горбачёва.

Именно такой подход и отразился на ВДНХ. По большому счёту выставка перестала иметь для руководства страны критическое значение. О ВДНХ просто забыли и занимались ей по принципу "и так сойдёт". Какая разница, что демонстрирует советская промышленность, если душой ты в Западном Берлине?

Последняя советская попытка реконструировать ВДНХ началась в 1986 году, правда, по понятным причинам она так ничего, в общем-то, и не затронула. ВДНХ ждало новое переименование и новые времена.

Ночь темнее всего перед рассветом

В 1992 году ВДНХ стала ВВЦ "Всероссийский Выставочный Центр". Страна, переживающая не самые простые времена, мягко говоря, никаких достижений от самой себя уже не ожидала. ВДНХ стремительно превратилась в огромный рынок. Павильоны, в которых демонстрировались первые космические аппараты, панорамное кино и прочие достижения, превратились в склады, офисы или торговые рынки. Кроме всего прочего в 2008 году был распилен и уничтожен макет самолёта Ту-154, что вызвало бурю ненависти у москвичей и краеведов. К концу 2000-ых поползли слухи, что площадь ВДНХ собираются сократить, а сами павильоны переоборудовать в офисные здания, однако и этим планам не суждено было случиться.

Пришедшее на смену Юрию Лужкову новое руководство Москвы, вместо безумной раздачи городской территории, посчитало более сообразным привести ВВЦ в божеский вид, вернуть старое название ВДНХ, а уже в 2011 году был разработан план реконструкции, реализация которого началась в апреле 2014 года. Первой задачей, которую должен был решить план - была ликвидация "рыночного правосудия" и инвентаризация объектов с выставки 1954 года. Началась реставрация бывших павильонов "Армянская ССР" и "Азербайджанская ССР", с них были сняты бетонные коробы, поставленные в 60-е годы, и обнаружились резные украшения. Всё это чисто внешне напоминало раскопки греческих поселений, когда археологи слой за слоем снимают нанесённый временем грунт. Реставрация идёт довольно медленно и всё больше по главной аллее, а завернув в бок, можно наткнуться на привычную с 1990-ых разруху и запустение.

Подводя итог, можно сказать, что судьба ВДНХ - это судьба страны в миниатюре. Величаво начав, удивив и поразив мир и людей своим богатством и изобилием, выставка постепенно растеряла своё предназначение, став одним из объектов на городском обеспечении. Что будет дальше - сказать сложно, вероятнее всего это будет зависеть от того, как себя будет чувствовать страна. Если России будет что предложить себе и миру, то это обязательно можно будет увидеть на одной из тематических выставок ВДНХ.

"- Здесь нельзя снимать!
Я обернулся, из окошка будки в павильоне "Лесная Промышленность" недовольно выглянул охранник.
- Повторяю, здесь снимать нельзя, приказ от управляющего.
- Я снаружи снимал же... - пытаюсь я оправдаться.
- Снаружи снимайте сколько хотите, а здесь нельзя!
- А почему здесь нельзя?
- Ну я же вам сказал, что приказ управляющего! - охранник был явно недоволен тем, что я его оторвал от просмотра телевизора.
- Простите пожалуйста, а что здесь сейчас происходит? Что тут такого секретного, что снимать нельзя?
- А ничего не происходит, - сказал, промедлив, охранник, - наверное поэтому и снимать нельзя. Ремонт последний раз был ещё при Хрущёве.
- А почему так? Вон, на центральной аллее ремонтирую же...
- А слышали, такое выражение потёмкинская деревня? Вон и у нас тут такое. Даже планов никаких не выдали - охранник махнул рукой, в общем смотреть тут нечего, офисы одни, так что можете ещё снаружи пофотографировать. Ну или приезжайте потом, сюда руководители каждую неделю приезжают, можете их спросить почему у нас ничего фотографировать нельзя.

Я вышел из здания."

-- Никита Юрченко


← Теперь делать ремонт по воскресеньям и праздникам нельзя

→ В столичное метро могут вернуть бесплатный общественный туалет