Четверть века за рулем. Один из самых опытных водителей «Мосгортранса» водит автобусы по западу Москвы с 1997 года
Чем сегодняшние модели автобусов отличаются от старых, как до сих пор удивляют пассажиры и одинаков ли каждый день один и тот же маршрут, рассказал нам Александр Костюк. Мы встретились с ним накануне 31 июля, когда Мосгортранс отметил своё 65-летие.
Автобус – как друг
«Маршрут каждый день может быть разный, - улыбается мой собеседник, - ежедневно я смотрю на город с самых новых его сторон. По Западному округу чаще всего езжу на маршруте №507 «Метро «Рассказовка» – Метро «Саларьево», большая часть которого проходит по районам Ново-Переделкино и Солнцево».
Александр Костюк пришёл в Мосгортранс 25 лет назад, в 1997 году. Вначале трудился помощником слесаря, одновременно учился в учебном комбинате. И через полгода вышел на работу уже как водитель автобуса. «Мне кажется, это моё призвание. В детстве когда-то хотел быть водителем автобуса и вот мечта сбылась. Мне всегда нравилось смотреть на эти огромные машины и меня восхищали люди, которые ими управляют. Я очень люблю своё дело. Мне нравится помогать людям вовремя попадать в те или иные нужные им места, нравится ухаживать за автобусом, для меня он как настоящий друг. Каждое утро, когда приезжаю на смену, хотя, и знаю, что автобус тщательно убрали, я всё равно полностью протираю кабину тряпкой ещё раз. Люблю ехать по маршруту и видеть, как оживает город; это хорошая профессия».
Ранняя побудка
Выезд на работу в 4.28 и заканчивается смена в 15.30. «Я уже привык так жить, - смеётся Александр в ответ на моё удивление совы. – Я встаю в 2 часа, в 4 уже на работе. Даже если меня ставят чуть позже, я всё равно просыпаюсь в это время, выработанная годами привычка. Пассажиров с утра хватает, мы знаем их уже в лицо».
До 1000 пассажиров в день
Автобусы сегодня, по словам Александра, продолжают оставаться очень востребованным транспортом. «Один рейс – примерно 150 пассажиров, которые постоянно сменяются. За день таких поездок может быть 5 или 6. Иногда за сутки я перевожу до 1000 человек, поэтому никогда не возникает сомнений в том, что моя работа нужна. Общение с людьми происходит редко, но за хорошую поездку, помощь при входе-выходе до сих пор благодарят».
«О таком и не мечтали»
Успел поработать Александр и на старых моделях автобусов. Ездил на ГОЛАЗе, на ЛиАЗах, а в самом начале на - ЛиАЗ-677. «Это были очень простые в управлении модели, в них не было столько электроники, как в современных. Всё приходилось делать вручную. Это сейчас у нас климат-контроль, включил и температура в салоне регулируется самостоятельно до нужных отметок. Зимой тепло, летом – прохладно. Раньше мы боролись с печками. По десять раз за рейс включали и выключали их, чтобы добиться нормальной температуры в салоне. Сиденья с подогревами сейчас, о чем в старых автобусах мы не могли и мечтать. Новые модели мягче, удобнее в вождении. Они очень комфортные. А ещё здесь есть навигация. Едешь по маршруту и тебя по нему ведут со всеми остановками. Если ты попал на этот рейс в первый раз и плохо его знаешь - это очень удобно.»
«Гармошка» впечатляет
В 2014 году мой собеседник впервые пересел на «длинный автобус», «гармошку». «Поначалу было страшно, - признается он, - а сейчас так привык к этой большой тяжёлой машине, что не хотел бы возвращаться на обычный. Когда садишься на короткий после него, ощущение, что чего-то не хватает»
По вместимости новые автобусы немного больше старых, кроме того, в них оборудовано специальное место для размещения инвалидного кресла.
«Здесь низкий въезд, чтобы коляски и инвалидные кресла могли свободно входить и специальное место для их установки, - рассказывает Александр, - Есть также кнопки для людей с ограниченными возможностями здоровья. Если такой пассажир, подъезжает к автобусу, есть на улице кнопка оповещения водителя и такая же внутри. Водитель выходит, открывает аппарель и колясочник свободно въезжает в салон или покидает его. Такие пассажиры на моей практике не часто ездят, но случается, и никому ещё кресло не мешало, все чувствовали себя комфортно».
Особые пассажирки
Пассажиры бывают самые разные. Особенно запомнились Александру две. Первая зашла на начальной станции и доехала до конца. Когда водитель объявил: «Конечная остановка», она неожиданно попросила разрешения доехать обратно. На вопрос «Что случилось?», пассажирка ответила, что автобусы – это её способ знакомства с городом: «Когда я сажусь в первый раз в неизвестный мне маршрут, я его стараюсь проехать от начала до конца и всё рассмотреть в окошко».
Вторая умудрилась оставить портмоне. «Мне его принесли, я на торпеду положил, на следующий день стучит девчонка, моё, мол, потеряла. Ну отдал, поблагодарила. Дорабатываю рейс, приносят мне забытый кем-то в салоне пакет, а в нём две литровые банки красной икры. Приезжаю на «Юго-Западную», стоит та же девчонка, уже с матерью. «Ой, - говорит, наш Маша-растеряша, - у вас пакет оставила, так обрадовалась, что портмоне нашла, что икру забыла».
«Люблю помогать людям успеть»
Без своей профессии Александр уже и жизни своей представить не может, в том числе потому, что это – возможность из своей кабины увидеть всю столицу. «Мне нравится смотреть на пейзажи за окном, особенно на новые, - признается он. - Когда метро перекрывают, а автобусы отправляют на помощь, очень люблю такие рейсы, приятно видеть какие-то незнакомые районы».
Ещё один дорогой Александру маршрут по Западному округу – № 610, «Улица Герасима Курина - Метро «Юго-Западная». «Мне кажется, это одно из самых спокойных направлений, - говорит наш герой. - Там в основном люди ездят на работу, маршрут идёт по Рябиновой улице, она, считай, вся производственная. Я прямо чувствую, что помогаю людям приехать на работу вовремя».