Формула любви. В Театре на Юго-Западе поставили «Анну Каренину»
Под занавес 46-го сезона в Театре на Юго-Западе состоялся предпремьерный показ нового спектакля Олега Анищенко «Анна Каренина». Идею поставить знаменитый роман Льва Толстого режиссёр вынашивал два года.
Удивительно, но в Театре на Юго-Западе к прозе «великого писателя земли русской» еще не прикасались. Олег Анищенко первый, кто решился на инсценировку громадного и густонаселенного произведения, в котором около тысячи страниц и более ста персонажей. Спектакль идет четыре с половиной часа, в нем заняты 20 актеров.
Все счастливые семьи ….
«Мы занимались исследованием одной темы – темы любви. Объединили несколько любовных линий романа: Анна – Вронский, Анна – Каренин, Кити – Левин, Долли – Стива… Убрали всю социальную проблематику», - рассказывает режиссёр. - Нам важно было понять – в чем секрет семейного счастья, ведь сегодня так мало по-настоящему счастливых и крепких семей. Все хотят быть счастливыми, но мало у кого это получается». У любви множество типов и видов: влюбленность, страсть, любовь-жалость, любовь – жертва, любовь – понимание. И у каждой свой путь и финал. «Но никаких моралите, назидательных выводов и готовых рецептов в спектакле нет. Разные проявления любви приводят к разным последствиям, это интересно, именно это мы изучаем», - добавляет постановщик. Такой подход в духе автора романа, который устами своей героини произносит: «сколько сердец, столько родов любви».
Принцип кино
Олег Анищенко не стремился поставить весь роман, это довольно сложно. Режиссеру пришлось отказываться от любопытных, но необязательных сюжетных линий и сцен, но сохранить главное. «В Толстого мы старались не внедряться, не привносить ничего своего, не искажать и тем более не дописывать - соперничать с гением глупо, лучше его не скажешь», - признается постановщик, - потому оставалось только одно – решить задачу режиссерски, за счет режиссуры сохранить полифонию романа. Не допустить того, что произошло с американской экранизацией «Анны Карениной» с Кирой Найтли в главной роли. Фильм сделан шикарно, в нем есть интересные постановочные решения, но это уже не Толстой, лента не имеет ничего общего с гениальным текстом, это комикс. Наша задача была не скатиться в комикс».
И Олегу Анищенко вместе с актерами театра это удалось. Инсценировка заняла месяц, по словам постановщика, роман Толстого кинематографичен, что значительно облегчило работу. Был найден интересный ход – действующие лица произносят разоблачительные монологи на экране монитора, мы видим крупный план героя, который рассказывает о себе, параллельно рассуждая о жизни в целом. Еще один, установленный на сцене большой экран, становится увеличительным стеклом, позволяющим укрупнять до вселенских масштабов сцены любви , смерти, рождения и разрушения.
На игле
Разрушение – путь, который выбирает Анна, когда ее любовь « делается все страстнее и себялюбивее». И если в романе пристрастие героини к морфину прочитывается между строк, то в спектакле Олега Анищенко зависимость Анны от наркотика становится очевидной. Мы видим героиню в самые страшные минуты – со шприцем в руках. Но, как ни странно, это помогает нам лучше понять и сердцем принять ее последнее отчаянное решение. Когда возврата нет и рубикон перейден, остается одно – «вжав голову в плечи» нырнуть под вагон товарного состава, повторяя: «туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Качели над бездной
Но зря зритель ждет поезда, его не будет. Режиссер предлагает иной образ - из железных рельсов он «выковывает» качели. Сцена страсти между Вронским и Анной разыгрывается на качелях, между ними, как между лезвиями ножей, проходит героиня в последней сцене, перед гибелью. От качелей захватывает дух, радостно и страшно лететь под облака и срываться в бездну. Но бездны мы не увидим, а услышим в финале спектакля голоса актеров, рассуждающих о сути, смысле и силе любви, торжествующей над смертью.
Секреты кастинга
В спектакле заняты звёзды Юго-Запада и начинающие артисты. «Кити играет Анна Рыкова, молодая актриса, первый год работает в театре», - знакомит нас с актерским ансамблем спектакля Олег Анищенко, - А в роли Бэтси Тверской – заслуженная артистка России Карина Дымонт». Карина – икона стиля, кому, как не ей, играть светскую львицу и законодательницу мод?! « На роль Анны Карениной я подбирал актрису страстную, обладающую внутренним трагизмом, умением читать знаки судьбы и разгадывать предзнаменования», - делится секретами кастинга режиссер. Анну Каренину блестяще исполнила Любовь Ярлыкова, есть в ней что-то бесовское еще со времен Геллы в «Мастере и Маргарите». Настоящим открытием для зрителей Юго-Запада стал исполнитель роли Алексея Александровича Каренина Александр Загоскин, актер приглашенный, много снимающийся в кино. «Он потрясающий актер. Мы познакомились, когда я делал « Двенадцать стульев», и Саша играл Кису Воробьянинова», - поясняет Олег Анищенко. У этой роли два состава. Каренина будет играть и актер Театра на Юго-Западе Алексей Матошин. Но увидеть государственного деятеля и обманутого мужа в исполнении Александра Загоскина необходимо! Кажется, что сам Толстой рукоплескал бы актеру - так органичен он в этой роли.
И еще одна большая актерская удача – роль Николая Левина в исполнении Андрея Кудзина. «Можно было развивать сюжет и без Николая, но как убрать смерть из общего ансамбля жизни? - спрашивает режиссер. - Решили сцены с Николаем в спектакле сохранить». И не пожалели об этом. Андрей Кудзин предельно достоверен, он мастерски передает все стадии, состояния и настроения своего героя: от веры в чудо до жажды смерти как единственного средства прекращения страданий. Кстати, режиссер тоже занят в спектакле. «Роль у меня небольшая - князь Щербацкий, но она позволяет существовать внутри спектакля и наблюдать за тем, что происходит на сцене», - говорит Олег Анищенко.
Увидеть «Анну Каренину» зрители смогут в новом сезоне 30 сентября и 1 октября.