Найдут всех нарушителей. Рассказываем о наиболее частых преступлениях на транспорте
Всем известно, что раскрытием преступлений занимаются правоохранительные органы. Однако есть определенная классификация и принадлежность правонарушений, в зависимости от которой они распределяются по узкоспециализированным структурам.
Мы побывали в Юго-Западном следственном отделе на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, побеседовав с его руководителем Дмитрием Харламовым.
«В нашем отделе рассматриваются дела разной категории, связанные с обеспечением транспортной безопасности, в том числе и экономической направленности. В последнее время распространены случаи диверсий, связанные с совершением преступлений в рамках статьи 281 УК РФ – поджоги с целью подрыва экономической безопасности, - рассказывает Дмитрий Викторович. - Мы расследуем совершение подобных преступлений с участием несовершеннолетних».
Зачастую ребят вербуют в социальных сетях. Им поступают сообщения с предложением заработать. Как правило, заказчики находятся на территории Украины. Их местоположение определяется по ip-адресам. «Скидывают подробную инструкцию с указанием, как и какие именно релейные шкафы на железной дороге нужно поджечь», - говорит наш собеседник.
СЛЕЗЫ РАСКАЯНИЯ
Меньше чем за полгода удалось выявить 5 преступлений данной категории и направить в суд одно уголовные дело, по которому вынесен обвинительный приговор с назначением наказания 8 лет реального лишения свободы. По словам Дмитрия Викторовича, подростки часто не осознают тяжесть своего проступка. «Мы первыми по России направили уголовное дело о преступлении диверсионной направленности, совершенное несовершеннолетним путем поджога объектов транспортной инфраструктуры. Задержанным, по итогам расследования, выносят реальные сроки заключения. Только оказавшись на скамье подсудимых, многие понимают, что натворили, раскаиваются. По последнему делу, несовершеннолетним на время следствия избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. В зале суда плакали, но факт совершенного преступления остается фактом», - поясняет офицер.
Он также рассказал о большой профилактической, разъяснительной работе, которая, в частности, проводится совместно с РЖД. Организуют беседы со школьниками, устанавливают стенды с информацией о том, к чему ведут подобные правонарушения и предусмотренным за них наказанием до 20 лет лишения свободы.
«Многие надеются избежать ответственности. Но я скажу только одно – у нас пока нет ни одного не раскрытого поджога. Во многом этого удается добиваться благодаря слаженной работе оперативных служб», - считает наш собеседник.
СКРЫТЬ ОШИБКИ НЕ УДАСТСЯ
Рассказал Дмитрий Харламов также о преступлениях экономической направленности. К сожалению, меньше подобных инцидентов не становится. Однако, вместе с тем, растет их раскрываемость. «Не раскрытых экономических преступлений в этом году у нас не было. Все дела направлены в суд и сроки достаточно суровые, - отмечает следователь. – Совершенствуются способы совершения правонарушений, но, одновременно с этим, растет уровень квалификации наших сотрудников».
Многие из раскрытых преступлений – прямая угроза безопасности. «Взятки дают подчиненные начальникам за то, чтобы те закрывали глаза на поступающие в их адрес жалобы. Один из громких случаев, попытка за незаконное крупное денежное вознаграждение ввести в эксплуатацию станцию, несмотря на то, что железнодорожные пути были уложены с отклонением от ранее утвержденного проекта», - поясняет Дмитрий Викторович.
БДИТЕЛЬНЫМ БУДЬ
В финале беседы Дмитрий Викторович отметил, что его отделом расследуются не только умышленные преступления, но и несчастные случаи, в том числе на железной дороге. «К сожалению, большой процент происшествий происходит из-за невнимательности людей, их пренебрежения правилами, в том числе перехода ж/д путей в неположенных местах. Многие удивляются, как можно не заметить приближающийся состав. Но, к сожалению, такое бывает довольно часто. Берегите себя, время, которое вы экономите, перебегая переход на запрещающий сигнал светофора или переходя пути в непредназначенных для этого участках, может стоить жизни», - предупреждает Дмитрий Харламов.