Век в кино: «Мосфильм» отметил столетний юбилей!

На экспозиции, посвященной золотой эпохе советского кинематографа, мы отыскали «золотой шлем Александра Македонского», крылатого коня и другие реликвии из культовых комедий.

30 января «Мосфильм» отметил 100 лет со дня основания. К юбилею в музее «Мосфильма» открылась специальная выставка, созданная художником-постановщиком Сергеем Февралёвым. На экспозиции, погружающей посетителей в золотую эпоху советского кинематографа, побывали и наши корреспонденты.

Первым фильмом «Мосфильма» стала картина о летчиках «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Тираж был смешной: изначально было сделано 20 копий оригинальной плёнки.

КУЛЬТОВЫЕ ФИЛЬМЫ

Первое, что встречает посетителей выставки, – это старая билетная касса образца 1960-х, 1970-х годов. По словам автора экспозиции Сергея Февралёва, этот период работы «Мосфильма» выбран не просто так.

– Это была золотая эпоха для киноконцерна, – объясняет он. – Съёмки культовых фильмов, самая большая посещаемость кинотеатров, расцвет множества звёзд кино – всё это пришлось именно на эти годы.

Для экспозиции использовали весь зал: даже на колоннах – что весьма символично – расположились стенды, посвящённые режиссёрам «Мосфильма». Эйзенштейн, Тарковский, Чухрай, Рязанов, Данелия, Гайдай... Для каждого из них в архивах отобрали документы и фотографии со съёмок, которые раньше зрители увидеть не могли.

Уникальные архивные фотографии со съёмочных площадок. Фоторепродукция: Олег Серебрянский

– Это приоткрывает маленькую завесу тайны, как снимали кино в то время, – рассказывает Сергей.

ИГРА БЕЗ СЛОВ

Нашлось место на экспозиции и для заслуженных звёзд кино – только вот мало кто знает их по именам. Сулатимида, например, снялась уже в восьми фильмах, зрители наверняка знают обнажённую мраморную девушку по «Служебному роману» (ее можно заметить на рабочем месте Бубликова) и «Формуле любви» («Галатея» или «Прасковья Тулупова»).

– Конечно, далеко не весь реквизит делают исключительно для одной картины, – поясняет Сергей. – Зачастую режиссёры прибегают к помощи фонда «Мосфильма». Поэтому вещи, особенно одежда, снова и снова оказываются на съёмочной площадке. Взять, например, мундиры и платья из «Войны и мира» Бондарчука: после окончания съёмок их использовали ещё в десятке разных фильмов, неоднократно изменяли и перешивали.

Желанная добыча Доцента из «Джентльменов удачи», шлем Александра Македонского, тоже нашёл своё место в музее «Мосфильма». Простая пожарная каска, выкрашенная в золотой цвет, по иронии судьбы повторила участь своего киношного собрата: как и шлем великого полководца, была потеряна, и работники музея долго не могли найти реквизит, забытый на антресолях в одном из павильонов.

Фото: кадр из фильма «Джентльмены удачи», киностудия «Мосфильм», 1971 г.

А этой статуей – «Персей и Пегас» – интересовался Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке».

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука», киностудия «Мосфильм», 1968 г.

Потом она попала на плёнку в «Служебном романе», хотя впервые её использовали как реквизит ещё в 1950 году.

Фото: кадр из фильма «Служебный роман», киностудия «Мосфильм», 1977 г.

СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ

Воссоздали в музее и съёмочную площадку золотой эпохи. Внимание к себе сразу приковывает разбитая тарелка, лежащая у штатива камеры, – как говорит Сергей Февралёв, это лишь одна из множества традиций, живущих на киностудии.

– В кино работают люди суеверные, – со смехом говорит он. – По легенде, традиция пошла ещё с Сергея Эйзенштейна: когда заканчивали снимать самый первый дубль, вместо удара хлопушки режиссёр разбивал тарелку о камеру.

Эти осколки съёмочная группа забирала с собой, а уже после окончания работы их снова склеивали. Сегодня традиция преобразилась – теперь актёры разбирают тарелку на сувениры. Негласных правил у кино вообще много: уронив сценарий, например, на него нужно обязательно сесть и посидеть.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Карен Шахназаров, гендиректор киноконцерна «Мосфильм»:

– На «Мосфильме» за минувшие 100 лет было снято большое количество первоклассных фильмов, они стали частью культурного фонда нашей нации. Сегодня «Мосфильм» не уступает никому в мире, а многие студии превосходит. У нас по 50 млн просмотров в месяц на канале YouTube. Смотрит нас весь мир: вся Латинская Америка, США, Азия, Африка.

ФАКТЫ

Такого строительства, которое развернулось на «Мосфильме» в последние годы, не было с 1950-х. Это стало главным подарком к 100-летию.

  • В 2019 году на киностудии запустили в работу современный 16-й киносъёмочный павильон, а также уникальный Дом костюма и реквизита – современное хранилище, ставшее площадкой для исторических фондов киностудии.
  • В 2023 году на Мосфильмовской улице открылся новый многофункциональный комплекс «Центр кино» с четырьмя залами. Он оснащён на самом современном уровне технологий звука, экранной проекции. В нём будут проходить фестивали, премьеры и концерты, большие культурные события. В обычные дни он работает как кинотеатр.
  • В прошлом году начал свою работу и новый павильон № 17. Он стал самым крупным не только в России, но и в Европе. Высота потолков – 16 метров. Это даёт возможность строить высокие и интересные декорации без опасений, что в объектив попадут леса. Такого класса павильоны сегодня в мире не строятся нигде.
  • Прилегающая к «Мосфильму» территория благоустроена: высажены деревья, установлены фонтан и малые архитектурные формы. Специальные датчики регулируют обогрев пешеходной зоны и управляют системой полива деревьев, кустарников и газона.
-- Глеб Бугров. Фото: Олег Серебрянский.


← Полмиллиона москвичей обратились в многофункциональные центры за оформлением недвижимости в прошлом году

→ Начальник отделения по работе с личным составом ЛО МВД России в аэропорту Внуково принял участие в посвящении в кадеты