Вычеркнул красным карандашом. Анастасия Вертинская рассказала, почему Сталин не тронул ее отца

Вычеркнул красным карандашом. Анастасия Вертинская рассказала, почему Сталин не тронул ее отца Александр Вертинский с дочерью Марианной (слева) и Анастасией, 1948 г./globallookpress.com

Этой весной исполнилось 135 лет со дня рождения знаменитого шансонье Александра Вертинского.

Его дочь, народная артистка Анастасия Вертинская, известная публике по блистательным ролям в мосфильмовских картинах «Алые паруса», «Война и мир» и многим другим, рассказала о жизни отца и его съемках на «Мосфильме».

ОТ ВОРОТ ПОВОРОТ ГОЛЛИВУДУ

– Анастасия Александровна, ваш отец снимался ещё в немом кино, потом были киноработы в эмиграции. А что в жизни Александра Николаевича значило кино после того, как он вернулся в Советский Союз в 1943 году?

– Ему очень интересно было сниматься на «Мосфильме». Он был очень увлечён, работал над своими персонажами. Отец много писал об этом маме. Было много интересных моментов и вне кадра. Например, в отделе кадров «Мосфильма» сидел Гуревич, который решил заняться вопросом, как повысить Вертинскому ставку. Ставки же были такие: 8 рублей 16 копеек за съёмочный день, а у кого-то аж целых 12 рублей.

И вот Гуревич пришёл к нему, дал анкету: «На каких-нибудь конкурсах получали какие-то места, призы? Например, на конкурсе чтецов». Папа говорит: «Нет». «А на конкурсе певцов вы что-то получали?» Папа говорит: «Нет». И так по всем пунктам анкеты – «нет». И тогда Гуревич воскликнул: «Александр Николаевич, ну, помилуйте, вы же нигде, ни в каких конкурсах не участвовали. Это ж как же я вас буду повышать? У вас же ничего нет».

Папа ему сказал: «Дорогой друг Гуревич, у меня действительно ничего нет, кроме мирового имени».

– Я прочитала, что в своё время Марлен Дитрих предложила Александру Вертинскому играть в кино в Голливуде. Но ваш отец отказался: он ненавидел английский. Много ли найдётся актёров, которые дадут от ворот поворот Голливуду?

– Вы знаете, Голливуд – это всё-таки такая своего рода машина, которая делает звёзд. Просто этот формат, современным языком говоря, очень нерусский. Поэтому Александр Николаевич сразу понял, что это не его место пребывания. Может быть, там и сделали бы из него какую-то тоже звезду. Но он не был обделён успехом. Первая слава к нему пришла в 1920-е годы, когда он пел в костюме Пьеро. Потом он получил вторую славу, в Европе, среди эмиграции.

Фото: Александр Вертинский/globallookpress.com

По-настоящему он стал в кино сниматься только в Советском Союзе, у него был колоссальный успех. Когда отец получил Сталинскую премию за мосфильмовскую ленту «Заговор обречённых», он был очень горд.

– По сюжету картины «Заговор обречённых», в одной восточноевропейской стране, недавно освобождённой советскими войсками от фашизма, зреет новый заговор. Александр Вертинский играл агента Ватикана кардинала Бирнча.

– Сталин впервые дал премию за отрицательную роль. Он не спал по ночам и слушал Вертинского.

Однажды Александра Николаевича подняли вечером поздно, заставили поехать в ДЗЗ (Дом звукозаписи. – Ред.), и он записал там 16 песен. Стояла у двери охрана, они взяли эту плёнку и увезли.

И у меня есть своя теория по этому поводу. Сталин же был невыездным по нашим понятиям, и Вертинский был своего рода для него «турагентством», понимаете? В его песнях – какой-то бананово-лимонный Сингапур, какие-то женщины садятся в какие-то испано-сюизы. И весь этот мир волшебный – это как в тур съездить, понимаете?

И когда Сталину подали фамилию Александра Николаевича в списках репрессированных, он вычеркнул его своим красным карандашом гранёным и сказал: «Пусть спокойно умирает на родине».

Вот по какой-то причине он его не тронул, а ведь мог бы.

– Кто был основной публикой Александра Вертинского?

– У папы никогда не было специфической публики, я поражалась и по сей день поражаюсь, до какой же степени разные люди его любили, как он попадал в сердца разным людям, всем сословиям. Там были и простые рабочие (он пел в Донбассе), там были военные (у него всегда в первом ряду сидело много генералов), были и простые какие-то женщины в шляпках, которые когда-то до революции его слушали. Отец гордился, когда на его концерты приходила молодёжь, всегда их принимал за кулисами, разговаривал с ними, очень был горд, что его искусство интересует молодых.

КУМИР ДОМА

– Как жил легендарный Вертинский, каким он был дома, что его окружало?

– В нашей семье мама к хозяйству не притрагивалась. Папа маму обожал, лелеял. Он ей внушил, что она идеал, и до конца жизни маму ничто не могло поколебать в этом убеждении. Лидия Николаевна так и считала, что она идеал. Домом занималась бабушка, её мама. Бабушка знала много кухонь – и китайскую, и русскую, и грузинскую, и корейскую… Она была сибирячкой, а вышла замуж за грузина.

У нас с сестрой Машей были бонны – няни. Однажды, сидя за столом и глядя на нас с сестрой очень внимательно, папа сказал жене (картавит):

«Лилечка, дорогая, тебе не кажется, что мы воспитываем наших двух стерв не как советских гражданок?»

И нас с Машей отправили в пионерский лагерь. Потом нас опять отдали воспитывать боннам, только было уже поздно (смеётся).

Отец всё время был на гастролях, всё время зарабатывал деньги, чтобы содержать семью.

Когда он приезжал – был праздник. Бабушка пекла пироги, в доме вкусно пахло. Приглашались интересные люди.

Ближний круг – это Владлен Давыдов, Качалов, все мхатовцы. Марк Фрадкин и все современные композиторы у нас были. Ещё отец дружил с писателем Константином Симоновым.

– Интересная штука – жизнь: именно Константин Симонов написал повесть «Случай с Полыниным» и сценарий по ней. С Олегом Ефремовым вы играли на «Мосфильме» главные роли. О чём были беседы отца с Симоновым, не помните?

– А что, нам разрешали их слушать? Бабушка нас прогоняла спать пораньше, потом закрывались двери в кабинет, и мы по очереди смотрели в замочную скважину. Я помню, как вижу папу вот в форме скважины. И оттуда раздавался хохот, папа что-то рассказывал, дым сигарет (он курил «Кэмел») и ароматы всякие еды и духов пришедших дам...

На наш вопрос, почему мы давно не видели Анастасию Вертинскую на экране, народная артистка отшутилась: – Сначала мне предлагали роли мамы киллера, а потом догадались, что не надо больше предлагать (смеётся).

Кадр из фильма «Алые паруса». Киноконцерн «Мосфильм», 1961 г./kinopoisk.ru

Роль Ассоль стала кинодебютом московской школьницы Анастасии Вертинской

– Неужели правда кто-то увидел в вашем исполнении маму киллера?! Актрису, сыгравшую Ассоль в «Алых парусах», Офелию в «Гамлете», Гуттиэре в «Человеке-амфибии»…

– Ну, мама киллера – это собирательный образ из всего, что мне предлагалось, но уровень был именно такой. Знаете, как-то много поменялось. Сейчас актёры снимаются в журналах: как они дома, на даче, в гардеробе перебирают свои одежды. Бедные, мне их жалко. Кто такой, например, Ефремов? Или Мягков? Это кумиры поколений. Они не снимались в журналах, не показывали, как у них дома. Они играли кино. Так что нет у меня никаких предложений в кино, слава богу. Я живу совсем другой жизнью. Я ведь довольно-таки рано начала путь актрисы, с 15 лет – сыграла в «Алых парусах» на «Мосфильме». И мне кажется, я уже сделала всё, что могла. Мне повезло с такими режиссёрами, как Эфрос, Ефремов, Волчек в театре, а в кино работала с Козинцевым в «Гамлете», с Бондарчуком в «Войне и мире» на «Мосфильме». Мне кажется, вовремя уйти – это тоже проявить какую-то внимательность к душе, хватит уже обнажать свою душу в этой профессии. Я очень люблю эту профессию. Но нам же ещё жизнь дана, надо что-то отдать детям, внукам, надо что-то самой понять. Мне интересно всё то, чего раньше я не замечала.

-- Ольга ШАБЛИНСКАЯ


← Более 600 площадок «Лета в Москве. Все на улицу!» ждет горожан в эти выходные

→ Сотрудники полиции задержали подозреваемого в совершении убийства на западе Москвы