Актриса Мария Шукшина: «На «Мосфильме» есть памятник моему отцу»
Старшая дочь актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной и кинорежиссёра Василия Шукшина рассказала о любимых местах на западе столицы и своём отце.
РОДНАЯ КИНОСТУДИЯ
– Какие места в нашем Западном округе родные для вас?
– Киностудия «Мосфильм». Не перечислить, в скольких фильмах я там играла. «Американская дочь» Шахназарова, «Какая чудная игра» Тодоровского, многие сериалы снимались в павильонах этой киностудии. А ещё там есть очень дорогой мне памятник Василию Макаровичу. Каждый раз, когда нахожусь на «Мосфильме», у меня возникает светлое, щемящее чувство, когда я прохожу мимо папиной скульптуры. Карен Георгиевич Шахназаров по своей личной инициативе поставил его, и я очень ему за это благодарна.
Фото: Кирилл Журавок
«Мосфильм» для папы был местом родным. Он проработал там всего 1,5 года – основная работа его была на Киностудии Горького. Зато какие два фильма у папы были на «Мосфильме»! Потрясающие! Первый – «Калина красная», второй – «Они сражались за Родину», где он выступал в качестве актёра.
– Чем дороги вам эти мосфильмовские картины Шукшина?
– В «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука ты забываешь, что перед тобой в кадре актёр. Отец не играл, а проживал всё. Да и в жизни у него мысли бесконечно были о людях, о Родине. Его очень беспокоило, что деревня умирает, что народ бежит в город. А городская цивилизация – потребительская, мещанская, обывательская. Он хотел вернуть людей хотя бы мыслью на землю.
Что касается картины «Калина красная», то это первое кино, где главный герой – вор-рецидивист. Тогда экранными героями были труженики села, комсомольцы, рабочие – но не воры. А он хотел рассказать историю о покаянии. Там противопоставление тем – воровской «малины» и народной жизни. Папа говорил: «противопоставление правды паразита и правды труженика». И у главного героя есть выбор: либо он остаётся паразитом, либо становится тружеником, возвращается к своей земле и кается, как блудный сын.
– А при каких обстоятельствах Василий Шукшин перешёл на «Мосфильм»?
– Я читала воспоминания его коллег. Папе выделили средства, 4,5 млн, на съёмки «Степана Разина» на Киностудии Горького. Это были большие деньги по тем временам. Но на самой студии решили по-другому. Собрали худсовет и решили съёмки фильма не запускать. Я не знаю, как между собой потом эти деньги распределили, на какие фильмы они пошли, но папа принял решение уйти из Киностудии Горького – ему было обидно до слёз. Он тогда написал: «Всё, фильм закрыли, пусть отныне судьбу России решают балерины, па-де-де с комсомольским задором. Тошно». Такая была короткая горькая записочка.
И он перешёл на «Мосфильм», куда его давно звал Бондарчук. Тот ему пообещал помочь в съёмке картины о Степане Разине, но сказал: «Сначала снимись у меня, а потом приступишь к съёмкам собственного фильма». Отец вынужден был согласиться, так как состоял в творческом объединении, которое Сергей Фёдорович в тот момент возглавлял. Как можно отказать начальству? И слава Богу, что не отказал. Иначе у нас бы тогда не было актёра Шукшина в великом фильме о войне.
У Бондарчука папа снимался вместе с Вячеславом Тихоновым. Совсем недавно я выяснила: Ане Тихоновой её папа рассказывал, что у Шукшина после той совместной работы появилось желание, чтобы Вячеслав Васильевич и у него сыграл. Я уверена, что у него для всех тогда уже были роли – и для Никулина, и для Буркова, и для Лапикова. Подготовительные работы к фильму о Разине должны были начаться уже в августе 1974 года. А 2 октября 1974-го его не стало. За два дня до окончания съёмок у Бондарчука папу нашли мёртвым в каюте на пароходе, на котором жила вся группа. Такая история.
– А почему его так мурыжили с фильмом «Степан Разин»?
– Причина в самой сути произведения. Тема сильного народа, который олицетворял Степан Разин, поднявший мужиков и казаков против постылого боярства. Роман отца ведь называется «Я пришёл дать вам волю». Такой посыл очень раздражал тогдашнюю интеллигенцию. Они предпочитали видеть народ лапотным, безграмотным, диким – таким легче управлять. А папа показал народ сильный, который захотел другую судьбу. И возглавил всех обездоленных и оскорблённых Степан Разин.
Посмотрите: образ Разина память народная который век уже хранит. А она ведь очень избирательна! Многие личности хотели бы претендовать на такую память, но не всех она сохраняет.
– Все называют Василия Макаровича выдающимся режиссёром, писателем, сценаристом, актёром. Это всё так. Но каким был легендарный Шукшин в обычной жизни, дома, с женой, с дочками?
Фото: из фонда Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, г. Барнаул
– Мама рассказывала, как Василий Макарович как-то потерял коляску вместе со мной. Пошёл гулять и оставил меня у магазина. Он бесконечно думал. Если мысль пришла, ему нужно было её записать, иначе она уйдёт. Я сейчас хорошо его понимаю. Иногда сама думаю: эх, мысль-то была и ушла, зря не записала.
Вот и он записывал: на пачках сигарет, обрывке газеты, на этой коричневой бумаге, в которую заворачивают колбасу в магазине. И, видимо, в очередной раз настолько погрузился в свои мысли, что забыл меня у магазина. Дошёл до дома. Мама открывает: «А где Маша?» Он хлопнул себя по лбу и побежал обратно к магазину.
ПРАВДИВЫЙ ФИЛЬМ
– А у вас самой какая осталась память об отце?
– Его не было никогда дома. Василий Макарович был всегда на съёмках, на выборе натуры. Он вообще много ездил. Поэтому у меня воспоминаний совсем немного. Но они, безусловно, есть. Я, например, помню, что от него прятала сигареты – не хотела, чтобы он курил. И он просил: «Машенька, ну дай сигаретку, ну дай сигаретку!» А я ему сигареты не давала. А он меня просил и просил.
Мне нравилось это. Во-первых, внимание отцовское. Во-вторых, какая-то игра с папой. И потом, думала о его здоровье. Я тогда ещё ребёнком была, но уже понимала, что это вредно. Видимо, на каком-то интуитивном уровне. Хотя ведь никто не говорил, что это вредно. И в фильмах все курили, и в ресторанах, и дома, и в гостиницах. Это сейчас, к счастью, везде есть запрет на курение.
ЕМУ БЫЛО ЧТО СКАЗАТЬ
– Как по-вашему, что стало причиной раннего ухода из жизни вашего отца?
– Есть много разных версий его смерти, в том числе даже такая, что его отравили. Я не берусь судить... Режим у папы тоже был будь здоров: несмотря на то, что ему было всего 45 лет, он был совершенно измотан бесконечными боями с чиновниками от культуры, как он сам пишет: «спал с зажатыми кулаками». «Печки-лавочки» снимались полгода, правок было на год. Он монтировал, резал, очередной худсовет не утверждал. А он же художник, он борется за своё произведение, потому что у него была мысль, в отличие от сегодняшних художников.
Ему было что сказать своим фильмом – в нём есть содержание, а не развлекуха. Поэтому он бился за своё детище. Но тогда была определённая идеологическая ситуация, всюду перестраховщики, которые всё время думали, как бы чего не вышло, как бы не лишиться своего кресла... А Шукшин мысли свои выражал достаточно смело. Он хотел показать людям правду, добивался того, чтобы говорить о ней открыто. Это качество передалось и мне.
ДОСЬЕ
Мария Васильевна Шукшина родилась 27 мая 1967 года в Москве. В кино почти «с пелёнок». В 1969 году, в 1,5 года, снялась в киноновелле «Братка», в 5 лет – в «Печках-лавочках», в 7 лет – в фильме «Птицы над городом».
После окончания факультета переводчиков Института иностранных языков им. Мориса Тореза работала переводчицей и брокером на Российской сырьевой бирже. Затем активно начала сниматься – у неё четыре десятка ролей в фильмах и сериалах. Вела популярные телепроекты «Жди меня» и «В гости по утрам».