Собянин утвердил планы развития цифровой экосистемы образования на 2025 год
Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение продолжить развивать сервис «Цифровой учитель», создавать сервисы профориентации старшеклассников, внедрять сервисы «МЭШ» в регионах России для развития региональных образовательных платформ, а также выполнить полноценную интеграцию городских колледжей в цифровую экосистему образования столицы.
На заседании президиума правительства Москвы рассмотрели доклад заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой об улучшении цифровой экосистемы столичного образования «Московская электронная школа» («МЭШ»). По итогам обсуждения вопроса Сергей Собянин поручил продолжить реализацию актуальных городских проектов в этой сфере, в том числе «Цифровой учитель», который является инновационным инструментом выявления и устранения пробелов в знаниях учеников. Мэр также поставил задачу развивать рекомендательные сервисы для профориентации старшеклассников, провести полноценную интеграцию городских колледжей в цифровую экосистему образования и продолжать внедрять сервисы «МЭШ» в регионах.
Ядро цифровой экосистемы столичного образования — «Московская электронная школа». Это современная образовательная платформа с полноценным учебно-методическим контентом и широкими возможностями для учителей, учеников и родителей.
Реализация мегапроекта «МЭШ» началась в 2016 году. Сегодня им активно пользуются более трех миллионов москвичей: свыше 1,2 миллиона учащихся, около 1,8 миллиона родителей и примерно 70 тысяч педагогов. Во время учебного года к электронным сервисам «Московской электронной школы» обращаются в среднем более 4,5 миллиона раз ежедневно.
Так, электронный дневник помогает ученикам в режиме онлайн узнавать информацию о полученных оценках, видеть единое расписание уроков и внешкольных занятий, быть в курсе домашних заданий и актуальных событий. Родители получают информацию о ходе образовательного процесса и об успеваемости своих детей, могут в пару кликов создать уведомление об их отсутствии на занятиях, оформить справку об обучении ребенка или дать согласие на вакцинацию от гриппа в электронном виде.
В 2023-м в электронном дневнике был открыт сервис «Экзамены», позволяющий самостоятельно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). С начала 2024/2025 учебного года сервис помог более чем 80 тысячам школьников, которые воспользовались им примерно 320 тысяч раз.
Электронный журнал помогает сотрудникам школ планировать содержание учебных программ и уроков, составлять расписание занятий, контролировать успеваемость и посещаемость, размещать домашние задания и организовывать внеурочную деятельность, а также решать другие вопросы.
Библиотека «МЭШ» — уникальное собрание образовательного контента по всем школьным предметам. Например, здесь можно найти более 18 тысяч электронных сценариев уроков, свыше 12 тысяч видеоуроков, 42 виртуальные лаборатории, более 35 тысяч тестовых заданий, в том числе для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, 164 тысячи интерактивных приложений, учебные пособия и художественную литературу.
«Москвенок» — удобный, доступный и полезный сервис для учащихся и родителей. Это пропуск в образовательные организации, инструмент оплаты питания в школьных буфетах без использования наличных денег, бесплатное посещение более 90 музеев и выставочных залов города
«Портфолио учащегося» содержит информацию об успехах ребенка в учебе, исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, культурных и общественных мероприятиях. Кроме того, в категорию «Обо мне» дети смогут самостоятельно внести информацию о своих увлечениях, интересах и получить персональные рекомендации от «МЭШ» о посещении кружков и секций для успешного развития в выбранных направлениях.
Зрелость платформы «МЭШ» и накопленный массив данных позволили перейти к следующему шагу — персонализированному подходу к образовательной траектории ребенка. Так, в 2024 году заработал сервис «Цифровой учитель» по математике. Инновационный инструмент на основе искусственного интеллекта анализирует знания ребенка, определяет темы, по которым у него возникают трудности, и предлагает упражнения для восполнения пробелов.
Для удобства пользователей «МЭШ» развивает рекомендательные сервисы, которые помогают раскрыть индивидуальные способности ребенка. Например, сегодня на основе интересов и увлечений детей цифровая платформа формирует рекомендации по посещению кружков и секций, а выпускники школ могут получить рекомендации по выбору вузов и специальностей.
В будущем появятся персональные рекомендации по профориентационным мероприятиям для старшеклассников, а в библиотеку «МЭШ» добавят онлайн-курсы по разным предметам. Еще расширится набор материалов для самодиагностики и подготовки к государственной итоговой аттестации.
В частности, благодаря интеграции единой цифровой платформы здравоохранения с «МЭШ» появилась возможность отказаться от некоторых бумажных справок.
В 2023/2024 учебном году в единую цифровую среду «МЭШ» начали включать городские учреждения среднего профессионального образования. Подключение колледжей к «МЭШ» позволяет автоматизировать ключевые бизнес-процессы, сохранить преемственность между средним и профильным образованием, избавить педагогов от излишней бумажной волокиты, а студенты продолжат пользоваться привычными им со школы инструментами и сервисами.
Успешный опыт столицы перенимают другие регионы России. Подсистемы и цифровые сервисы «МЭШ» стали основой для региональных образовательных платформ. Ими пользуются более четырех миллионов жителей Московской области, республик Татарстан и Дагестан, а также Калужской и Тюменской областей.