Кунцевский некрополь: рояль плачет по Лядовой, а для Дементьева благоухает 101 роза
Фото: Юлия Федотова
На западе Москвы, среди типовых домов и шумных магистралей, притаилось место, где время замерло между эпохами. Кунцевское кладбище — некрополь советской богемы, где гранит и мрамор рассказывают истории о тех, кто заставлял плакать и смеяться миллионы.
Роскошные мавзолеи здесь соседствуют с покосившимися оградами, дорогие букеты — с выцветшими фотографиями. Смотрители в строгих костюмах рассекают на электросамокатах между могил — XXI век врывается даже сюда. Здесь советская эпоха встречается с современностью, а великие имена — с безымянными могилами. И в этом контрасте — вся правда о жизни и смерти, о памяти и забвении.
Симфония камня и цветов
Здесь каждый памятник — последний аккорд в симфонии жизни. У композитора Евгения Птичкина белоснежная арфа играет свою вечную мелодию, а театральная маска напоминает о сотнях песен, что когда-то звучали из каждого советского приемника. «Эхо любви» все еще отзывается среди гранитных плит, которые, увы, потеряли былую симметрию. Но фотография в простой рамке, заботливо обновляемая родными, словно мост между прошлым и настоящим — снег и зной не властны над памятью.
Крышка рояля, закрывшая вечность
«Мадам тысяча вольт» — так называли композитора и пианистку Людмилу Лядову за неиссякаемую энергию. Теперь ее могила — единственная в своем роде на всем кладбище. Гранитная крышка рояля с клавишами застыла в последнем аккорде. 800 песен, подаренных Кобзону, Пьехе, Зыкиной, теперь звучат только в памяти живых. Яркий памятник контрастирует с полупустым цветником — будто незаконченная мелодия.
Золотое перо поэта
В парадной части кладбища, где мрамор соперничает с позолотой, покоится поэт Андрей Дементьев. Стопка книг, золотое перо и раскрытый том со строками «Все будет также после нас» — памятник, достойный поэта поколения. Но поражает другое: не менее чем 101 роза в корзине у подножия. Кто-то регулярно приносит эти букеты, которым позавидовала бы любая живая возлюбленная. Здесь любовь не умирает с последним вздохом.
Творческий тандем Мартыновых
Могила братьев Мартыновых вызывает неоднозначное впечатление. Композитор Юрий и певец Евгений упокоились под монументом, где уместилось все: летящие журавли, нотная тетрадь, фотографии, таблички. Единственная могила с лавочкой для поклонников, а живые цветы у подножия говорят: их помнят, их любят.
Бронзовый взгляд барда
Юрий Визбор смотрит на посетителей не с фотографии — он отлит в бронзе. Задумчивый взгляд автора «Милой моей» будто спрашивает каждого прохожего о чем-то важном. У подножия — не букеты, а большой разлапистый цветок, символ вечнозеленой памяти о человеке, научившем страну петь у костра.
Комнатные цветы для звезды
Самая необычная могила принадлежит певцу Валерию Ободзинскому. Вместо помпезного памятника — скромная гранитная плита. Но удивляют не золотые буквы, а два комнатных растения в горшках. Кто-то заботливо выносит их на лето сюда и убирает с приходом холодов — трогательная забота о том, кто пел про «Эти глаза напротив».
Просто Женя
«Девчонка-девчоночка», — приходит на память и будто слышится у могилы Евгения Белоусова. На памятнике написано — Женя. Свой парень, который быстро зажегся и быстро сгорел. Корзины свежих цветов и завещание от родных: «Хорошая жизнь, яркий след, долгая память». Кумир 90-х остался молодым навсегда.
Клоун без имени
Михаил Румянцев — знаменитый советский клоун Карандаш — встречает и провожает посетителей на Кунцевском кладбище. Бронзовая фигура во весь рост с его легендарной шляпой смотрит на прохожих, как будто изучая и оценивая. На этом памятнике нет имени — только сценический псевдоним и гравировка «Народный артист СССР». Многие не знали и не знают как Карандаша зовут на самом деле... Может, в этом и есть высшее признание?