Дмитрий Куклачев: «Все кошки понимают один язык — язык любви»
Фото: Юлия Федотова
В этом году Театр кошек Куклачева отмечает 35-летие. Сын легендарного дрессировщика Юрия Куклачева Дмитрий в настоящее время является художественным руководителем театра кошек, расположенного на Кутузовском проспекте, 25.
Куклачев-младший рассказал о своей любимой породе кошек, о том, на каком языке разговаривают мурлыки и какой метод самый эффективный для обучения пушистых.
Валерия Мартыненкова, корреспондент НЗМ: Почему вы работаете летом, театры обычно закрываются на этот сезон?
Дмитрий Куклачев: Пару лет назад мы заметили, что несмотря на сложное время, в котором мы сейчас живем, в Москву приезжают много туристов из других городов, которые хотят посетить наш театр. Мы не закрываем и не открываем сезон, мы работаем постоянно.
Почему один и тот же спектакль идет год, а не сменяется другим?
— У нас есть спектакли долгожители, которые идут по 13 лет. Я с гордостью говорю эту цифру, но за сезон мы можем выпустить одну, максимум две новые постановки, а иногда и ни одной. Это обусловлено спецификой работы с животными. Номера, которые вы видите на сцене, продиктованы кошками. У нас широкий репертуар, который включает спектакли на восточную, народную тему или вне событий. Основа наших постановок – любовь. Не так давно мы выпустили спектакль «Лебединое озеро».
Ваши постановки рассчитаны только на детскую аудиторию?
— Нет, мы создаем смысловые пласты для каждого, потому что дети всегда приходят с взрослыми, которых мы хотим заинтересовать. Родители видят в наших спектаклях сюжетную линию, взаимоотношения героев, а дети восхищаются номерами с животными. Мы делаем так, чтобы было интересно всем.
Юбилей запланирован на осень
Как будете отмечать юбилейный сезон?
— Очень хочется отметить, но сейчас много текущих событий, которые не дают возможности сконцентрироваться на празднике. Недавно мы вернулись из тура по шести городам России с более чем 150 кошками. Это были аншлаги, нас посетили 12 тысяч человек, включая семьи участников СВО и ветеранов боевых действий.
Но все же, состоится ли праздник?
— Мы планируем отметить осенью и, по доброй традиции, начатой моим отцом, позовем в гости детей из социально незащищенных слоев населения. Наши двери всегда открыты для них и для семей, в которых есть участники или ветераны СВО. Мы отрабатываем каждую такую заявку и предлагаем выбрать представление, на котором хочется побывать, а затем, с удовольствием, высылаем приглашения.
Единственный подход к кошке — это игра
Как найти общий язык с кошкой?
— Прежде всего это общение с животным, в процессе которого можно увидеть те или иные способности. Сцена — это то место, где животное себя раскрывает по-новому. Есть один единственный подход, через который можно научить кошку — это игра.
А можно ли наказывать кошку физически?
— Ни в коем случае. Кошка — это животное, которое закроется и перестанет что-либо делать. К тому же она запомнит и не простит такую обиду. Кошку можно обмануть только один раз. Второго она вам просто не даст. Невозможно наказать ее за кулисами, а потом выйти на сцену как ни в чем не бывало. Нельзя быть злым за кулисами, а добрым — на сцене.
Как же тогда наказать кошку за плохое поведение?
— Разобраться в первопричине. Необходимо понять, почему кошка ведет себя неправильно и переключить животное. Это одновременно простая и сложная психология. Нет определенного лекала, все животные разные, и потому нет универсального совета.
Как вы приучаете кошек к сцене?
— Все происходит поступательно через ежедневное общение с животным. Сперва мы занимаемся на сцене, потом приучаем к театральному освещению, затем включаем музыку, а в самом конце выходим в фойе, чтобы животное привыкло к большому количеству людей.
Кошка — полноценный артист
Все 200 животных, живущих в театре, выступают на сцене?
— Нет, есть просто красивые кошки. Как Беня. У нас много пенсионеров, которые живут с нами до конца. Самой пожилой кошке 22 года, ее зовут Чернушка. Мы не уводим на заслуженный отдых сразу, как только заметили, что животному тяжело. Мы сокращаем количество спектаклей, потом просто выводим сидеть на сцене, потому что кошка расстраивается, если остается одна в вольере: «Как же так? Все мои друзья идут на спектакль, а я нет». Так тоже нельзя.
Как собаки ладят с кошками?
— Отлично! У нас есть кот Бруно и кошка Муся, которые живут в одном вольере и дружат.
Вы знаете каждого питомца по имени?
— Да, по-другому нельзя. Я знаю их имена, повадки, что они любят, поэтому животные отвечают мне взаимностью.
Какая ваша любимая порода кошек?
— Сейчас я восхищаюсь бенгальскими кошками. Они сохранили в себе нотку дикости, но в то же время они прекрасно выступают на сцене. Бенгальская кошка — это независимый артист.
Каких премьер ждать в будущем сезоне?
— Я вдохновился фильмом «Табор уходит в небо» и хочу попробовать себя в роли режиссера в театре «Ромэн». Для кошек я задумал программу «Цыганский барон» на музыку Штрауса.
Моя семья — моя крепость
Как вы выбирает артистов для театра кошек?
— В основном я выступаю сам. Также на сцену выходит моя сестра Екатерина и брат Владимир.
Не ругаетесь между собой?
— Бывает, что они меня не слушают, но мои идеи и мой большой опыт обычно побеждают.
Юрий Дмитриевич сейчас бывает в театре?
— Он приезжает к спектаклям, чтобы пообщаться со зрителями. Сейчас Юрий Дмитриевич восстанавливает здоровье, занимается физическими упражнениями, у него все дни расписаны.