По тихим тропинкам: чьи захоронения можно найти на Троекуровском кладбище
Фото: Юлия Федотова
Прогулки по кладбищам — досуг, скажем так, не самый обычный. Однако дорожки одного из самых престижных мемориальных комплексов Москвы, Троекуровского кладбища, редко испытывают недостаток посетителей. Здесь похоронены не только рядовые горожане, но и люди, при жизни собиравшие миллионы россиян у экранов телевизоров и на стадионах. О том, на чьи могилы продолжают приходить не только родные, узнал НЗМ.
Застыли в движении
Участки с девятнадцатого по двадцать третий Троекуровского кладбища — самая вероятная точка назначения тех, кто пришел сюда навестить не родственников. Эту часть мемориального комплекса в народе называют «звездной», и не просто так: большое количество всенародно любимых актеров, спортсменов и исполнителей нашли свой последний приют именно здесь.
«А мы к Юре идем, никогда раньше здесь не были, а вот сегодня специально приехали, — рассказали москвичи Анна и Николай. — Песни его слушаем до сих пор! Рано он ушел, слишком рано… Вот, хотим цветы возложить, чтобы видели люди — не забывают его!»
«Юра», о котором идет речь, это, конечно же, Шатунов. Его памятник пропустить почти невозможно: утопающий в белых цветах черный мемориал украшен ростовой статуей певца. Фигура расслаблена, микрофон у груди, слово Юра вот-вот снова наберет воздуха в легкие и запоет про белые розы или седую ночь… Но, увы, его голос звучит теперь лишь на записях.
Нельзя не заметить и памятник другому известному певцу. Легкая, словно летящая, походка, в которой застыл образ Бориса Моисеева, сразу привлекает внимание. Полы пиджака развеваются, одна рука отведена в сторону, другая поднята вверх, ладонью к себе, словно мужчина тянется ввысь.
Актеры, аниматоры, сказочники
Далеко не каждое захоронение известного человека украшено заметно и ярко. Кому-то, как Эдуарду Успенскому, памятники установлены очень лаконичные. Вот только вид мраморного Чебурашки, с грустью склонившему голову на могиле своего создателя, почему-то вызывает щемящее, болезненное чувство в груди.
А напротив Успенского покоится еще один человек, приложивший руку к светлым воспоминаниям о детстве многих россиян. Сергей Алимов, застывший на фотографии, установленной на мемориале, с кисточкой в руке. Это человек, которого вы можете и не знать. Вот только «История одного города» и «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина получили анимационные адаптации именно благодаря таланту этого художника. А уж «Каникулы Бонифация», где Алимов выступил в роли художника-постановщика, думаю, хотя бы раз видел каждый.
Простая могила и у «генерала Иволгина», или, по-простому, «Михалыча» — именно этой ролью запомнился миллионам россиян актер Алексей Булдаков. Герой «Особенностей национальной охоты», наверно, не мог себе представить, что роль военного с характерной присказкой «Ну вы, блин, даете!» подарит ему не только известность, но и премию «Ника» за лучшую мужскую роль? Наверное, нет… На простой могильной плите особых украшений нет: только портрет самого Булдакова.
Помнят и забывают
Но не на всех захоронениях можно увидеть уже готовые памятники. Могилу Бедроса Киркорова, покоящегося рядом с модельером Валентином Юдашкиным, например, украшают лампады, свежие цветы, крест и портрет самого певца.
Нет памятника и на захоронении Анастасии Заворотнюк… Зато есть цветы. Последний приют актрисы утопает в букетах, фотографиях, мягких игрушках и фотографиях. Во многом это заслуга вдовца Анастасии — фигуриста Петра Чернышева, который, по словам работников кладбища, приезжает сюда каждый день. Застали мы его и во время нашего визита.
«Каждый день — памятная дата», — скупо сказал он, прежде чем вернуться к уходу за могилой своей возлюбленной.
А вот народному артисту России, акробату и выдающемуся дрессировщику медведей Виталию Воробьеву, ушедшему из жизни в этом году, такого внимания не оказывают. Порыжевшие еловые ветки венков, высокая трава и сорняки на земляном холме вызывают печаль. Несмотря на то, что коллектив Большого Московского цирка выразил свои соболезнования семье Виталия Филипповича, навещать коллегу по цеху они не торопятся. Как, впрочем, и родные…
Жизнь — ратному делу и Родине
Здесь же, среди известных личностей, можно найти две могилы, лежащие чуть на отшибе. Семен Еремин и Анна Прокофьева — военные корреспонденты, погибшие во время работы в зоне СВО.
Около захоронения Анны все еще можно увидеть большое количество венков, аккуратно окружающих захоронение, где покоится журналист.
Проходя дальше, к дальней части Троекуровского, на участке 25А можно найти небольшой памятник. Он посвящен не конкретному человеку — мемориал установлен в память обо всех сотрудниках группы Альфа, ушедших из жизни. Будь причиной кончины ранение, старость или болезнь, память бойца навсегда будет сохранена аккуратной белой стелой, увенчанной миниатюрным золотым куполом.
Здесь же можно найти несколько могил сотрудников антитеррора ФСБ: например, Сергей Кузьмин, лежащий здесь, участвовал в предотвращении гражданской войны у Белого дома. На могильной плите бойца покоится небесно-голубой берет, символ службы в воздушно-десантных войсках.
Самое свежее захоронение здесь принадлежит Сергею Федорову, который ушел из жизни 26 июня. В 1992 году, во время службы в Афганистане, Сергей обеспечивал безопасность Торгового представительства в Афганистане — за несколько минут до начала эвакуации боец под автоматным огнем снял флаг Российской Федерации с флагштока. Несколько пуль пробили полотнище, но миновали самого Сергея, который до самой Родины держал флаг под кителем: понимал, что в случае экстренной ситуации может бросить свой багаж, но не позволит себе расстаться с российским триколором. Сейчас этот флаг хранится в Музее Победы на Поклонной горе, куда он был передан в 2019 году.
Герои Великой Отечественной войны тоже похоронены на Троекуровском кладбище. Достаточно пройти по любой из протяженных аллей, чтобы увидеть портреты ветеранов, сражавшихся против фашизма. Один из них — Иван Андреевич Слухай — был похоронен здесь 16 апреля этого года рядом со своей супругой. Сейчас на могиле уже появилась гравировка его портрета. С легкой улыбкой мужчина в форменном кителе, украшенном орденами и медалями, смотрит на свою жену, Марию, ушедшую из жизни в 2005 году. Их разлука длилась двадцать долгих лет…
Дотянулись до звезд
На Троекуровском кладбище есть даже «аллея космонавтов». Сразу же можно заметить фигуру Валерия Кубасова, поднятой рукой приветствующую посетителей кладбища. В руке — бортовой журнал, скафандр на теле… На орбите Земли он провел более 18 суток, став юбилейным, сороковым космонавтом на планете.
А вот Леонид Кизим, похороненный рядом с Кубасовым, может похвастаться более продолжительным «налетом». В космосе уроженец Донецкой области провел более 374 суток. Только представьте: год жизни, проведенный не на твердой земле!
Без возможности откинуться назад и упасть в мягкую кровать, без прогулок под сенью деревьев. Целый год, прошедший на расстоянии переборки космического корабля или орбитальной станции от безразличной пустоты космоса. В его послужном списке несколько выходов в открытый космос и перелет с одной станции на другую.
Покоятся тут и космонавты Павел Попович и Георгий Гречко. Каждый из них делал все, чтобы оказаться среди холодного света далеких звезд. Тяжелейшая физическая подготовка, учеба, тренировки, жесткий отбор… И все ради нескольких мгновений, пока обратный отсчет не даст команду на старт.
Старая гвардия
Рядом с аллеей космонавтов расположилась еще одна — аллея звезд. Тут, правда, покоятся актеры и исполнители знакомые более старшему поколению. Аккуратный памятник народной артистки РСФСР Натальи Гундаревой выглядит лаконично и строго: белый камень, крест, черная ветвь на мраморной плите.
А вот ее «сосед», Арчил Гомиашвили, смотрит на посетителей кладбища немного по-хулигански. Статуя актера запечатлела его знаменитый образ Остапа Бендера из «Двенадцати стульев»: шарф, кепка, расслабленная поза с ногой, поставленной на один из тех самых стульев…
Гулять по кладбищам — досуг, и правда, не самый обычный. Но вот заглянуть на одно из них, чтобы отдать дань памяти любимому человеку, будь то актер, певец или родная душа… Это уже совсем другое дело.