Таинство танца: солисты Большого театра представили балетную «Мистерию» в ЗАО
Фото: Валерия Мартыненкова
В минувшую субботу в концертном зале имени С. В. Рахманинова состоялась премьера авторской программы Игоря Цвирко «Мистерия». Под живые мелодии рояля ведущие солисты Большого театра языком танца рассказали истории о рождении сокровенных чувств. Преодолевая законы физики, артисты погрузили зрителей в атмосферу таинства, проведя их по самым потаенным закоулкам человеческой души.
Лабиринты красоты
Свое название — «Мистерия», что с греческого переводится как «таинство», — программа оправдала полностью. Вечер в «Филармонии-2» открылся страстным представлением, сотканным из чувств и переживаний героев. Первое отделение состояло из четырех балетных миниатюр, виртуозно исполненных под музыку Сергея Рахманинова. За роялем в этот вечер были пианисты-виртуозы Александр Ключко и Настасья Хрущева.
Программу открыли премьер Большого театра Игорь Цвирко и прима-балерина Кристина Кретова. Семейная и творческая пара с первых мгновений продемонстрировала невероятную легкость и отточенность движений, изящно воплощая на сцене сложнейший хореографический рисунок.
«Мне очень интересно посмотреть, что создали талантливые хореографы в паре с именитыми артистами, — поделилась впечатлениями одна из зрительниц Наталья Юргенс. — Кристина и Игорь очень воздушные, они словно парят над сценой. Наблюдать за этим под живой рояль — одно удовольствие. Им удалось передать основную мысль в каждом коротком отрывке».
Следующий номер вечера — хореографическая работа молодого постановщика Алессандро Каггеджи. Итальянец по происхождению, он родился в Великобритании, учился в Москве, а сегодня ставит балеты в театрах по всей России. Будучи и профессиональным танцовщиком, он сам вышел на сцену вместе с супругой, японской балериной Маной Кувабаровой. Между парой разыгрался острый диалог без слов: вместо громких реплик — резкие движения и эмоциональные прыжки. Этот «пластический скандал» завершился по-английски: Алессандро скрылся за кулисами, оставив партнершу наедине со своими мыслями.
«Этот танец мы не исполняли очень давно, но все получилось, как было задумано», — рассказал Алессандро после выступления. «А мне было очень непривычно танцевать под живую музыку», — дополнила Мана.
Первый акт получил кольцевую композицию и завершился нежным танцем в исполнении Игоря Цвирко и Кристины Кретовой. Под редко звучащую сонату №2 си-бемоль минор Рахманинова танцовщики слились в единое целое, создавая впечатление полного симбиоза души и тела.
От Рахманинова к Врубелю
Второе отделение открылось музыкой современного композитора Настасьи Хрущевой. Ее сочинение «Русские тупики», по словам автора, — это «лабиринты красоты». Эта мелодия не о безвыходности, а о рефлексии на тему ушедшей классической эпохи. Авангардное звучание потребовало и нового хореографического языка: зрители увидели смешение стилей, в котором немалую роль сыграл контемпорари. Эмоциональную композицию за роялем исполнила сама автор.
«Это было очень красиво. В одноактных балетах есть своя прелесть: можно быстро уловить суть, а уже потом пойти и посмотреть что-то целиком. Я слежу за творчеством Игоря, мне нравятся все его проекты», — рассказала зрительница Дарья.
Внезапно опустившийся занавес застал некоторых зрителей врасплох, но это оказалось лишь подготовкой к кульминации вечера — фантазиям на тему жизни и творчества Михаила Врубеля.
Третий акт стал пластическим переосмыслением тернистого пути гения. В главной роли — сам Игорь Цвирко. Вместе с ним на сцену вышли солисты Большого театра Денис Савин и Ксения Рыжкова. Хореограф Александра Могилева в каждом движении передала муки творчества и страдания одаренного человека. В танце мольберт для героя становится крестом, а декорация — Голгофой. Этим ярким номером, наполненным драматизмом и виртуозной игрой света и тени, и завершилась «Мистерия», оставив публику наедине с глубокими смыслами, заложенными в таинство танца.