Тайные залы и красота Кольцевой: архитектор метро раскрыл секреты столичной «подземки»
Фото: Юлия Федотова
Александр Вигдоров приложил свою руку к современному облику сразу трех станций, расположенных в Западном округе — проекты реставрации «Воробьевых гор», возведения южной платформы «Кунцевской» и всей «Новаторской» станции подписывал именно он. О том, как изменился облик метро с годами, архитектор рассказал корреспонденту НЗМ на встрече, организованной в Музее Победы.
Фото: Юлия Федотова
Останавливаться не намерен
Александр Вигдоров по-настоящему посвятил всю свою жизнь московскому метро: из своих 70 лет более 45 он отдал работе в метрополитене. Возможно, его проекты использовали и при возведении таинственного «Метро-2» — сети подземных коммуникаций, которые, по городской легенде, связывают все правительственные здания в столице.
«О том, что такие тоннели есть, это никакой не секрет, — хитро улыбается Вигдоров. — Мне однажды поступило задание, попросили подготовить проект зала для совещаний… подземного. Ну, а что я? Сделал все, сдал работу. Какая дальнейшая судьба у проекта, мне уже неизвестно».
Фото: Юлия Федотова
Зато судьбу своей первой станции — «Царицыно» — архитектор помнит очень хорошо. По его словам, легко объяснить, почему оформление платформы не имеет ничего общего ни с императорской семьей, ни с расположенным неподалеку дворцом. Достаточно спросить: «А при чем, собственно, тут Ленин?»
«Изначально станция носила название „Ленино“, в честь дачного поселка, который находился неподалеку, — рассказал Александр. — Буквы от старого названия, кстати, использовали какое-то время после 1990 года, когда станцию переименовали».
Говоря о своих работах, Вигдоров сразу отмечает «Воробьевы горы». Необычное расположение и строение станции сделали ее реставрацию довольно сложной задачей. А вот в масштабах всего метро «образцовой» Александр без заминки называет «Маяковскую».
Фото: Юлия Федотова
Метро идет в ногу со временем
Охотно и с легкостью архитектор отвечает и на все вопросы своих слушателей. Туалетов в метро нет, это правда проблема. Но не переживайте, на новых станциях они появятся, а вот на старых уже нет - не предусмотрены планом, слишком сложно будет проводить коммуникации, необходимые для их работы. «Зато советские станции самые красивые», — отмечает один из посетителей, и у Александра моментально загораются глаза.
«Это правда, но тут нужно сделать маленькую сноску, — с улыбкой уточняет он. — Станции первой линии метрополитена довольно пустые, согласитесь. „Парк культуры“, например. Вы же, скорее всего, говорите уже о послевоенных станциях, о сталинском ампире. Настоящая красота в московском метро началась с Кольцевой линии».
Фото: Юлия Федотова
На вопрос о том, в каком же стиле работает сам Вигдоров, архитектор на секунду замирает, пытаясь найти ответ. Но улыбка быстро возвращается на его лицо.
«Знаете, думаю, что ответ будет лишь у искусствоведов будущих поколений, — качает головой он. — Для нас это и постмодерн, и хайтек, и футуризм».
Даже один из самых опытных архитекторов не берется предсказывать, чего ждать от московского метро в будущем. Как отметил Александр, уже сейчас для столичной подземки подготовлен план развития вплоть до 2035 года.
Фото: Юлия Федотова
«Было время, когда я подумывал: может, сменить направление? — рассказал Вигдоров. — Несколько лет даже строил только на поверхности, но вернулся, потому что это уникальная специальность. Архитекторов, которые знали, что такое метро и как его проектировать, по пальцам можно было пересчитать. То, что видят пассажиры, — это, наверное, только половина того, что на самом деле построено. Потому и не тороплюсь на пенсию. Столько еще нужно доделать!»