В столице строительство и благоустройство МЦК вышли на финишную прямую

О том, как Московское центральное кольцо будет интегрировано в систему столичного метрополитена и какие новшества ждут пассажиров, рассказал заместитель начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов.

Роман Маратович проект МЦК получил новое название – Московское центральное кольцо. Как новая кольцевая линия будет интегрирована в действующую систему столичного метро?

Правительство Москвы уполномочило Московский метрополитен организовать транспортное обслуживание на Московском центральном кольце, которое станет полноценным вторым пересадочным контуром метро и будет представлять собой единое пространство с подземкой: единая билетная и тарифная системы, навигация, сервисы.

Обязанности метрополитена разделяются на этап запуска и этап эксплуатации. На этапе запуска необходимо провести полную интеграцию железнодорожной инфраструктуры с Московским метрополитеном. Работа ведется в тесном взаимодействии с коллегами из РЖД.

Главным приоритетом Правительства Москвы при заказе на проектирование ТПУ МЦК являлся комфорт пассажиров. Именно поэтому транспортные узлы проектировались так, чтобы пассажиру было максимально удобно осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой. Это и установка эскалаторов, и широкие турникетные линии там, где ожидается большой пассажиропоток, это и лифты, это удобная и понятная навигация.

Раньше Московское центральное кольцо было железной дорогой и в физическом, и в юридическом смысле. Как в связи с этим должна создаваться теперь единая билетная система (между Московским центральным кольцом и метро)? Какие, например, нужны поправки в законодательство?

Совместно с Министерством транспорта России и Департаментом транспорта Москвы ведутся работы по внесению поправок в законодательство для интеграции железной дороги, которая всегда была в федеральном ведомстве, в городской общественный транспорт. Законодательство о пригородных жд перевозках различается от законодательства, которое регулирует городской транспорт, и, для того, чтобы была, в первую очередь, единая билетная система, необходимы некоторые поправки в законодательстве. 6 июня началось публичное обсуждение проекта поправок на сайте приказов Министерства транспорта, и уже этим летом поправки в приказ будут внесены, и впервые в России станет возможно использование билета метрополитена на инфраструктуре РЖД, являющейся федеральной. Впервые в России железнодорожная система будет полностью интегрирована с муниципальным транспортом – метрополитеном.

Какими будут тарифы на проезд по новой линии? В каких случаях пересадки с метро на Московское центральное кольцо и обратно будут бесплатными?

В связи с тем, что Московское центральное кольцо будет интегрировано в систему Московского метрополитена, то билетная и тарифная системы будут такими же, как в метро. По одному билету можно будет проехать на Московском центральном кольце, потом бесплатно пересесть на метро и монорельс. Только сделать это нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. Похожие пересадки уже есть на монорельсе. На МЦК будут действовать все существующие тарифы по карте «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут».

А как будут развиваться на новой линии современные системы оплаты проезда (например, NFC, PayPass/PayWave, оплата покупки билетов в кассах банковскими картами и т.д.)?

На МЦК будет работать система NFC - сейчас прорабатывается техническая  возможность реализации системы. Мы стремимся внедрить также и технологию PayPass/PayWave, но здесь есть небольшие юридические сложности. Мы в настоящее время ведем работу с Министерством Транспорта РФ по изменению федеральной нормативной базы, которая позволит применять вышеописанные технологии.  Должен отметить, что возможность покупки билетов на кассах банковскими картами будет доступна пассажирам уже при запуске. 

Пересадка с Московского центрального кольца на линии нынешней подземки очевидным образом затрагивает действующие станции метро. В каких случаях требуется реконструкция их вестибюлей (действующих станций метро)? Какого рода надстройки должны быть созданы (и на каких станциях)?

На 17 ТПУ можно будет сделать пересадку на метро. На 11 из этих ТПУ появятся переходы в метро по принципу «сухие ноги». То есть пассажирам не придется выходить на улицу, чтобы сменить вид транспорта. На 10 станциях можно будет пересесть на 9 радиальных железнодорожных направлений. К моменту запуска пассажирского движения будет 14 пересадок на метро и 6 пересадок на пригородные направления.

Сейчас ведутся работы по реконструкции вестибюлей действующих станций метро. Некоторым из них необходима реконструкция, в основном, для того, чтобы обеспечить пассажиров теплым переходом при пересадке с МЦК на метро. Так, например, с 10 мая закрыли южный вестибюль станции «Черкизовская». Планируется надстроить там второй этаж, который будет вести в надземный пешеходный переход и соединит метро и МЦК, а с 11 июля закрыт южный вестибюль станции «Ленинский проспект». Всего мы будем реконструировать  четыре  вестибюля станций «Ленинский проспект», «Международная», «Черкизовская» и «Владыкино».  Также совместно с  коллегами из РЖД будем реконструировать вестибюль станции метро «Кутузовская». 

Сколько транспортно-пересадочных узлов начнут работать на самой линии? Как они будут обустроены и оборудованы? Насколько все приспособлено для удобства обычных пассажиров и маломобильных граждан (в т.ч. навигация, лифты, эскалаторы, турникеты и т.д.)?

На кольце строится 31 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Из них 22 будут капитального строения. Другие останутся в виде железнодорожных платформ с навесами и станциями. ТПУ призваны перераспределять городские пассажиропотоки между различными видами транспорта. ТПУ МЦК соединят радиальные направления железной дороги, метрополитен и наземный городской транспорт. Планируется, что на крупнейших ТПУ будет предоставляться бесплатный wi-fi. На станциях Московского центрального кольца будут аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы, в которых можно узнать дорогу. Во время опроса будущих пассажиров на «Активном гражданине» в топ-3 необходимых услуг попали бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы. Вся инфраструктура МЦК приспособлена для пользования маломобильными группами населения: на 26 станциях лифты, эскалаторы, на 5 станциях, специальные подъемники для инвалидов-колясочников. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, удобные для пользования пассажирами на инвалидных креслах. Все платформы оборудованы тактильной плиткой. На каждом ТПУ есть кассы с заниженным уровнем окна.

Куда и как можно будет пересесть с основных площадок ТПУ? Как будет благоустроена территория вокруг ТПУ (в тех случаях, когда переход осуществляется по улице)?

На 17 ТПУ можно будет сделать пересадку на метро. На 10 станциях можно будет пересесть на 9 радиальных железнодорожных направлений. К моменту запуска пассажирского движения будет 14 пересадок на метро и 6 пересадок на пригородные направления. 3 строящиеся станции метро также будут интегрированы с МЦК по мере сдачи в эксплуатацию. Это станции: Шелепиха, Окружная и Нижегородская улица. Там, где переход будет осуществляться по улице, территория будет благоустроена для обеспечения комфортной смены транспорта. Там, где есть необходимость, будут построены новые тротуары, организованы места для отдыха и т.д.


← Завершены основные строительные работы на станциях метро «Раменки» и «Ломоносовский проспект»

→ Собянин: Строительство ТПК - крупнейший проект развития столичного метро