Первому российскому широкоэкранному фильму 60 лет

08.09.2016 Культура

«Илья Муромец», как и предыдущие фильмы-сказки режиссера Александра Птушко, был сделан на киностудии «Мосфильм».

Лента поражает даже нынешнего зрителя, привыкшего к изощренным форматам кинозрелищ. Кстати, этому способствовала реставрация картины – в 2001-м году специалисты «Мосфильма» восстановили цвет, звук некогда яркой и новаторской ленты. Так что теперь она выглядит и звучит даже лучше, чем на премьере. Ведь в 1956-м, когда она была представлена публике, формат широкоэкранного кино еще не был полностью освоен советскими кинематографистами.

Что же такое широкоэкранное кино? Оно снималось на обычной плёнке 35 мм (в отличие от широкоформатного, для производства которого требовалась 70-миллиметровая кинопленка), но с применением анаморфотной оптики как при съемке, так и при проекции. Анаморфотный объектив кинокамеры изменяет пропорции изображаемого – делает его вытянутым в высоту. Анаморфотный объектив кинопроектора же возвращает запечатленным предметам и фигурам нормальные пропорции, «растягивая» изображение по горизонтали широкого экрана. Эти технические ухищрения обеспечивали зрителям новый по тем временам эффект присутствия, так как при показе достигалась панорамность, невероятная широта демонстрируемой «картинки».

«Илья Муромец» Александра Птушко стал первым в чреде советских широкоэкранных фильмов. Над новым форматом кинотехнологи бились затем, чтобы «увести» публику у нового технического чуда – телевидения. Домашние экраны составили советской кинематографии неожиданную конкуренцию, даже при том, что в первые годы существования отечественного ТВ его программы были весьма малочисленны и незатейливы. Сказка про славных богатырей, яркая, со спецэффектами, в которых так был силён Птушко, покорила не только советских зрителей, но и зарубежных. Под названием «Меч и дракон» фильм шел в американском прокате, где выдержал конкуренцию с масштабными голливудскими постановками. Преимущество советской кинематографии в случае создания столь «многонаселенных» картин состояло в том, что можно было обратиться к армии и получить обширную бесплатную массовку в виде солдат. Так в съемках картины Птушко приняли участие несколько десятков тысяч военнослужащих и тысячи армейских лошадей.

Сила актерская

Илью Муромца в фильме Александра Птушко сыграл замечательный советский актер Борис Андреев – мужчина корпулентный, обладающий характерным басовитым голосом и внушительной манерой речи. Лучшего претендента на роль силача Ильи и представить себе трудно. Многие из тех, кто когда-либо встречался, работал с Андреевым, вспоминают, что богатырская сила актера не раз находила применение... Однажды он пытался выяснить, кто из членов худсовета студии – досадивший ему режиссер Михаил Ромм. Актер каждого из двадцати человек приподнимал над полом и грозно спрашивал: «Ты Ромм?» По счастью, Ромма среди этих двадцати не оказалось...

-- Марианна Крушинская


← «Кутузовская» открыта после реконструкции

→ 35 ребятишек приняли участие в Дне знаний на озере Мещерское