Как создать безбарьерную среду в небе? Об этом депутат Московской городской Думы Татьяна Батышева

Казалось бы, в наш век сверхзвуковых скоростей и инновационных технологий нет ничего проще, чем купить билет на самолет и всего через несколько часов оказаться на другом конце Земли.

Правда, только если ты абсолютно здоров. Если же у тебя есть особые потребности, тебя вполне могут развернуть у трапа, а самолет лишь насмешливо помашет тебе крылом.

Что такое миллион с лишним человек? Население Воронежа, Волгограда или Перми, например. Если эти люди возьмутся за руки, они займут расстояние от Москвы до Архангельска. А чтобы произнести все их имена, потребуется две недели! Словом, миллион это много. А теперь внимание: в столице проживает около 1,2 млн. инвалидов!

И если город действительно постепенно меняется, чтобы всем этим людям жилось комфортнее в его среде, то ситуация в небе пока оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствует недавний случай с одной из авиакомпаний в Шереметьево.

- Татьяна Тимофеевна, Вы выступили с заявлением в своих соцсетях после случая с семьей Зуевых.

- Да, я не могла молчать. В последнее время эпизоды несправедливого отношения к людям с особыми потребностями в нашей стране участились. Только утих скандал с семьей Кастолиных из Ульяновска, которых оштрафовали за поездку без автокресла, тогда как их ребенок с диагнозом ДЦП не может сидеть. И вот новый прецедент.

Семью Зуевых – маму и ребенка, летевших после тяжелейшей операции малыша, не пустили на борт самолета. Они не заявили заранее о своем статусе здоровья, это действительно их ошибка, и авиакомпания не смогла предоставить им место для лежачего ребенка. У них просто не было такой возможности. Формально все верно. Но если судить по-человечески, это ситуация недопустимая. Для малыша и его семьи это, скажу вам как врач, стресс и большой риск. Такие ситуации ведь можно предупреждать в принципе.

- И что же Вы предлагаете?

- Я предлагаю не искать виноватых, а подойти ко всему случившемуся конструктивно. И создать такие механизмы, правила, нормы, которые будут удобны и пассажирам с ограниченными возможностями, и перевозчикам.

Первый шаг, на мой взгляд, это изменение интерфейса сайтов авиакомпаний, где можно купить билеты онлайн. Не составит больших сложностей ввести поле, в котором каждому клиенту нужно отметить, есть ли у него особые потребности. Следующий клик мог бы перенаправлять к единому перечню необходимых документов и условий, которые надо соблюсти, то есть к специализированной анкете.

- Разве таких механизмов на сегодня не существует? Ведь авиакомпании в современном мире охотно берут на себя социальные обязательства, постоянно декларируют свою открытость для особенных людей...

- Да, это так, но если происходят сбои, значит, декларации декларациями, но барьеры пока еще есть. Одна из основных проблем, мне кажется, сейчас в том, что на данный момент у каждой авиакомпании свои требования к людям с ограниченными возможностями. Самый простой пример: одни требуют позвонить и предупредить о планируемом перелете, другие – написать письменное заявление. Одна авиакомпания ставит срок 36 часов, другая - 72. И человеку, например, после операции, или в другой стрессовой ситуации, а их, поверьте, в жизни особенных людей предостаточно, приходится искать эти требования в дальних уголках сайтов. Так давайте облегчим жизнь всем - максимально унифицируем схему и наладим гармоничную коммуникацию.

Кстати, это выгодно и самим авиакомпаниям, потому что таких некрасивых ситуаций, как с Зуевыми, и серьезных репутационных потерь можно будет избежать.

- Широкая общественность в сети уже горячо поддержала Вашу инициативу. Какие шаги будут следующими?

- Чтобы создать новые эффективные нормы, нужно услышать экспертов от всех заинтересованных сторон. Нам всем, неравнодушным людям, нужно сесть за круглый стол и обсудить все детали реализации инициативы. Главную роль, я думаю, должны играть сами люди с особыми потребностями. Безусловно, от оформления сайтов авиакомпаний мы перейдем к более глобальным вопросам, как то: проведение большой систематической просветительской работы с персоналом транспортных компаний и аэропортов, в вопросах медицинского сопровождения в пути, улучшение работы служб помощи людям с особыми потребностями до и после рейса и другим значимым аспектам проблемы.

- Удачи Вам, мы обязательно будем следить за развитием событий.


← В Ново-Переделкино обсудили новые маршруты общественного транспорта

→ Сегодня стартовал финальный этап ежегодного Всероссийского конкурса «Народный участковый»