Ветерану «Мосфильма» Анатолию Петрицкому - 85!
14 декабря отпраздновал 85-летие кинооператор Анатолий Петрицкий. На «Мосфильм» он пришел после ВГИКа, во второй половине 50-х, застал трудную пору «малокартинья». Но, к счастью, вскоре началась оттепель – а с ней и бурное развитие советского кино. Петрицкий работал с Александром Зархи, Сергеем Бондарчуком, Георгием Данелия, Эмилем Лотяну.
Долгие годы преподавал на Курсах «Мосфильма» по подготовке специалистов среднего звена, участвовал в программе восстановления старых фильмов студии. Анатолий Анатольевич и живет недалеко от родного «Мосфильма» - в той красивой «высотке», что частично занята гостиницей «Украина».
Кстати, Украина – родина юбиляра. Он родился в семье известного художника Анатолия Петрицкого, сподвижника театрального режиссера-новатора Леся Курбаса. Когда Петрицкий-младший отправлялся из Киева в Москву, поступать в институт кинематографии, его отец был уже признанным художником-сценографом, оформленные им спектакли шли в крупнейших театрах страны: в киевском Театре им. Франко, в Малом и Большом театрах в Москве.
А сын выбрал кино – и стал одним из лучших мастеров изображения. «Война и мир», «Мимино», «Мой ласковый и нежный зверь» - когда делались эти фильмы, за камерой стоял Анатолий Петрицкий. Впрочем, «стоял» - слишком общее выражение. Оператору порой приходится, приникнув к камере, совершать почти гимнастические кульбиты. «В огне не горит и в воде не тонет» - эта поговорка практически про нашего героя. На съемках фильма «Мой младший брат» Петрицкий умудрялся снимать на борту рыболовецкого судёнышка, в осенний шторм, когда остальные валялись, скрученные морской болезнью. А в процессе работы над «Войной и миром» ехал на тележке с камерой сквозь пламя – когда снимали эпизод пожара Москвы. Вообще, на счету Петрицкого много замечательных придумок, позволивших зрителю проникнуть в сердце событий фильма. Чтобы камера легко и непринужденно скользила между танцорами на первом балу Наташи Ростовой, оператор встал на ... роликовые коньки. Вспомним потрясающий «пролёт» камеры над местом сражения батареи Раевского в части Бородинской битвы – чтобы осуществить эту съемку, по расчетам Петрицкого была построена хитрая конструкция, приподнявшая батарею над полем, а сверху – натянуты тросы, по которым на роликах скользила специально разработанная подвесная тележка для камеры.
Искусство живописи
«Его камера запечатлела кадры, заставлявшие вспоминать задушевную прелесть тропининских портретов, парадность и щегольство брюлловской галереи, вдохновенную нервность Кипренского. Тут присутствовали жесткая этика Верещагина и Сурикова, щедрая пейзажность Шишкина и Рылова, интерьерность Федора Толстого», - так писали о работе Петрицкого в «Войне и мире». Действительно, манере Петрицкого присущи ориентация на классические живописные произведения, чуткость и внимание по отношению к человеку – конкретному человеку, а не просто объекту в кадре. В 2010-м году А. Петрицкий стал лауреатом премии «Белый квадрат» за вклад в операторское искусство.