Истории Кремлёвки. Операция на сердце президента
Большой интерес наших читателей вызвали рассказы Анатолия Ивановича Медвецкого, долгие годы работавшего врачом в Центральной клинической больнице (ЦКБ), о самых именитых пациентах Кремлевки, как называют в народе эту клинику. Сегодня -его воспоминания о первом президенте России Борисе Ельцине.
Мы, врачи, знали, что президент нездоров -болезнь сердца. Но чтобы так серьезно, как-то не верилось. И вот 5 сентября 1996 года сам Борис Николаевич объявил, что ему предстоит операция на сердце. Он, правда, не называл дату операции. А ровно через два месяца такая операция состоялась в Российском научно-производственном кардиологическом комплексе (генеральный директор - академик Евгений Иванович Чазов).
ЕЛЬЦИН ДОВЕРИЛСЯ НАШИМ ВРАЧАМ
Бригада хирургов, возглавляемая руководителем отдела сердечно-сосудистой хирургии профессором Ренатом Акчуриным, провела президенту множественное аортокоронарное шунтирование. Во время операции присутствовал в качестве консультанта знаменитый американский кардиохирург профессор Майкл Дебейки, а также доктор Кун и немецкие специалисты - доктора Виллерс и Хаверих. На всякий случай Дебейки захватил в дар русским кардиологам аппарат искусственного кровообращения, но он не был применен.
Президент доверил свое здоровье российским кардиохирургам, а они не хуже оперируют, чем знаменитые зарубежные специалисты. Профессора Акчурина Майкл Дебейки назвал лучшим своим учеником. Операция прошла нормально, хотя длилась около семи часов. Самый важный момент в операции продолжался чуть больше часа, когда Борис Николаевич был подключен к аппарату искусственного кровообращения. Сердце президента заработало сразу и не пришлось прибегать к использованию никаких дополнительных средств. Коронарография, проведенная перед операцией, показывала серьезные нарушения в работе сердечной мышцы. Риск оперативного вмешательства был довольно велик: 50 на 50.
Президент перед операцией находился в ЦКБ, где проводилась предоперационная подготовка. К сожалению, у Бориса Николаевича появились изменения в крови, которые вынудили операцию несколько отложить.
4 ноября 1996 года президента из ЦКБ перевели в кардиологический центр, и уже на следующий день пациента прооперировали.
Кстати, операция была начата в 4 часа утра. Поговаривали, что так рекомендовали астрологи. Ничего удивительного, ведь за рубежом к астрологам прислушиваются.
За два дня до операции, идя с работы домой, мы увидели несколько женщин-пикетчиц с плакатами. Двое из них были в монашеской форме. На плакатах значилось: «Б.Н. Не соглашайтесь на операцию!» Когда я заговорил с монахинями, они сказали, что просят помочь им войти в больницу к самому Ельцину и предупредить его, чтобы он не соглашался на операцию, так как он ее не выдержит. Я им объяснил, что таких слов никогда больному не говорится, это неэтично, а во-вторых, никто их в больницу не пустит. Они мне пытались объяснить, что делают эти шаги в пользу нашего президента, так как очень ценят и уважают его. А почему они так уверены в своих словах? «Было такое знамение одной монашке»... Как мы теперь знаем - знамение не оправдалось. 6 ноября пресс-секретарь президента разъяснил, что послеоперационный период протекает довольно благоприятно, Борис Николаевич быстро поправляется. В этот же день президент подписал Указ о прекращении временного исполнения обязанностей президента премьер-министром и принял Черномырдина в палате. Как только президент вышел из наркоза, он тут же потребовал перевода его в ЦКБ. На 4-й день он уже находился в Центральной клинической больнице, в своем привычном люксе.
ОХРАННИКИ БЫЛИ НАВЕСЕЛЕ
Сразу же появились многочисленные охранники президента, как в главном корпусе, так и во всех проходных больницы. Причем милицейские машины всегда стояли около всех проходных. Мы сразу понимали -президент в ЦКБ.
На этот раз БТР в больнице не стояли, как это было когда-то.
На охранников дежурный персонал жалуется, что ведут они себя плохо. Часть из них вчера были пьяные, просили вмешаться меня, как ответственного за «Службу доверия».
Я поговорил с их старшим. Объяснение: вчера у одного охранника был день рождения, и парни слегка «отметили».
Охранники все как на подбор: молодые, высокие, красивые и впечатление, что очень сильные. Были они одеты кто в чем, в основном в спортивной форме. Не знаю, как у них обстоят дела с дисциплиной, но у меня на лекции для мужчин на тему «Что должен знать каждый мужчина?» было человек 15 из охраны президента. Они вели себя отлично. Возможно, это были те, кто сменился с дежурства. Во время моей лекции какой-то хохмач спросил: «А практические занятия будут?..»
Хочется отдельно отметить, что даже тогда, когда президент был в удовлетворительном состоянии, мы никогда не видели его прогуливающимся по территории больницы. Какой бы воздух чистый в люксе ни был, пусть и кондиционер - все же воздух в лесу лучше.