«Мосфильм» обновляет классику
В год 90-летия Шукшина его картина «Калина красная» представит «Мосфильм» на Венецианском кинофестивале.
28 августа откроется 76-й Венецианский кинофестиваль - старейший и по-прежнему один из трех самых престижных киносмотров мира. Такой значительный объект западного округа Москвы, как Киноконцерн «Мосфильм», в очередной раз будет представлен на острове Лидо (именно там базируется фестиваль) отреставрированным киношедевром. В 2019-м году к участию в ретроспективном конкурсе «Венецианская классика» отобрана картина 1974-го года «Калина красная» Василия Шукшина, 90-летие мастера мы отметили 25-го июля.
Реставрацией «Калины красной» занимались специалисты мосфильмовского комплекса «Телекино». В результате длительного, многоступенчатого процесса очистки, стабилизации, коррекции изображения и звука фильм получил новое рождение. И едет в Венецию, где его ждет соседство в одной программе с фильмами Бернардо Бертолуччи, Луиса Бунюэля, Мануэля де Оливейры, Федерико Феллини, Мартина Скорсезе и других классиков мирового кино. После завершения Венецианского кинофестиваля (он закроется 7 сентября) отреставрированная в формате 4К версия фильма «Калина красная» будет доступна для просмотра на официальном YouTube-канале Киноконцерна «Мосфильм».
Напомним, что реставрации кинолент на «Мосфильме» придают большое значение. Этот трудоемкий и затратный процесс проводится сугубо на средства Киноконцерна, без привлечения каких-либо субсидий со стороны, хотя реставрируемые картины – достояние всего отечественного кино. О высоком качестве мосфильмовской реставрации говорит хотя бы тот факт, что восстановленные специалистами Киноконцерна картины каждый год участвуют в ретроспективных программах крупнейших кинофестивалей мира. В том же конкурсе «Венецианская классика», например, в позапрошлом году победил фильм Элема Климова «Иди и смотри», восстановленный усилиями мосфильмовских реставраторов.
В «Калине красной», пятом и последнем фильме Шукшина-режиссера многие задним числом, после смерти Шукшина рассмотрели мрачное предзнаменование: герой, которого он сам сыграл в своем фильме, в финале погибал. Василия Макаровича не стало 2 октября 1974-го года. Он умер прямо на съемках фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», где играл солдата-балагура Лопахина. Съемки были тяжелые, и Шукшин сильно переживал из-за того, что ему не давали добро на фильм про Степана Разина - он давно болел этим героем, долго вынашивал замысел, писал сначала роман «Я пришел дать вам волю», потом сценарий.
К сожалению, мы никогда не увидим этого фильма. После смерти Шукшина спектакль по его роману поставили в Театре им. Вахтангова Михаил Ульянов и Гарри Черняховский. Ульянов сыграл Разина. Спектакль не стал большой удачей театра. Остается только сожалеть о неснятом фильме Шукшина, в котором, как это всегда бывало, он выступил бы в нескольких ипостасях - автора сценария, постановщика и исполнителя главной роли. Он был уникальной фигурой в отечественном кинопроцессе именно потому, что не приставал к берегу конкретной профессии, оставаясь значительной личностью и в кинодраматургии, и в режиссуре, и в актерском деле. Уже став признанным режиссером и писателем, снимался в фильмах своих коллег.
Шукшин не успел «насладиться славой», даже когда его рассказы стали издаваться огромными тиражами, а его фильмы полюбились зрителю. Работал много, писал не в кабинете за дубовым столом, а, в основном, «на коленке» во время съемок. По большому счету, масштаб его дарования оценили только «на расстоянии», то есть, когда его не стало.
«Калина красная», которой скоро предстоит поучаствовать в оригинальном соревновании неновых картин, еще на выходе поразила современников Шукшина смелостью автора, высоким градусом исповедальности и знанием природы русского человека. Она сравнима с произведениями Достоевского, если прибегать к аналогиям в литературе. То же стремление пробиться к глубинам русской души, тот же пристальный интерес к страстям как к пиковым проявлениям натуры.
Героя Шукшина-актера в «Калине красной», Егора Прокудина искусствоведы недаром причисляли к архетипу харизматичного вора, который на протяжении веков всплывал в народных песнях, легендах, сказаниях, лубочных изображениях. Жестокий, хитрый, но в то же время - сентиментальный, склонный к широким жестам, Егор в «Калине красной» таков, что не скажешь однозначно: плохой он человек или хороший. В начале картины мы видим, что из зоны выходит вор-рецидивист, а потом этот вор едет к невесте, навещает (хоть и не показываясь на глаза) оставленную когда-то мать, раскаивается и искренне хочет начать новую, трудовую жизнь. И то, что эту его попытку пресекают бывшие подельники, страшно, но закономерно - как говорится в русской поговорке, рад бы в рай, да грехи не пускают.
Этот фильм Шукшина и сегодня, по истечении полувека со времени создания, кажется ультрасовременным, даже экспериментальным. Прежде всего, потому, что в нем соединены две разные «материи» кино - постановочная (присущая игровому кино) и документальная. Вспомним эпизод смотра самодеятельности в зоне (песня в исполнении бритоголового молодого заключенного), или рвущий душу рассказ старухи Куделихи - по сюжету матери Егора, а на самом деле - простой жительницы деревни, в которой снимали некоторые эпизоды фильма. С ней работали, как в документальном кино: Лидия Федосеева-Шукшина (исполнительница роли невесты Егора Любы Байкаловой) задавала пожилой женщине «наводящие» вопросы, а та отвечала, рассказывала свою историю - это сняли и включили в ткань игровой картины. Ни одна актриса не сыграла бы оставленную сыном старуху, как это сделала настоящая бабка Куделиха.
Сегодня проникновение документального кино в игровое - актуальный и даже модный прием, но Шукшин пошел на такое смелое совмещение, напомним, аж в 1973-м году! Нельзя сказать, что «швы» между игровыми и документальными эпизодами в его фильме не видны. В «Калине» собрано созвездие прекрасных актеров, и их манера существования в кадре, конечно, отличается от поведения обычного человека перед камерой. А мы верим и тем, и другим, смелый прием постановщика работает! Как и Андрей Тарковский (кстати, однокурсник Шукшина), Шукшин, сам того не ведая, стал режиссером-первопроходцем, маяком для нескольких будущих поколений кинематографистов. О востребованности его рассказов стоит говорить и писать отдельно, но нельзя не отметить, что сегодня рассказы Шукшина - едва ли не основной материал для постановок учебных отрывков и спектаклей в театральных и киновузах, да и в репертуаре профессиональных театров по всей стране нет-нет да и появляются спектакли-композиции по звонким, хлестким, богатым на наблюдения рассказам Василия Шукшина.
Любопытный «привет» фильму «Калина красная» передала совсем недавно молодой режиссер Елизавета Стишова в своем короткометражном фильме «@Жених», представленном в конкурсе короткометражных фильмов фестиваля «Кинотавр»-2019. Героиня этой картины-фантасмагории, как и шукшинская Люба Байкалова, переписывается с заключенным и готовится встретить его в своей деревне по истечении его тюремного срока. Не будем раскрывать подробностей (надеемся, при случае вы обязательно посмотрите этот необычный фильм, награжденный на сочинском «Кинотавре» дипломами Гильдии киноведов и кинокритиков и жюри конкурса короткометражных фильмов под председательством Анны Михалковой), но связь его с фильмом Шукшина очевидна.
В конце июля на Алтае, на родине В.М. Шукшина в 21-й раз прошел Всероссийский шукшинский кинофестиваль. Он базируется в Барнауле, столице Алтайского края. Главный приз 21-го фестиваля получил фильм якутского режиссера Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится», показанный до того на нескольких российских фестивалях.
Уже в третий раз прошел в рамках фестиваля питчинг дебютных проектов молодых кинематографистов из регионов России. Идея поддержки нестоличных талантов очень закономерно нашла свое воплощение на земле Шукшина. Ведь сам Василий Макарович явился поступать во ВГИК буквально из деревни, обладая огромным талантом, знанием жизни народной. Только вот хмур был и несколько ершист среди лощёных абитуриентов творческого вуза… Однако, зоркий глаз и невероятное чутьё мастера будущего курса, знаменитого режиссера и педагога Михаила Ромма сделали свое дело – парень из далекого алтайского села был принят и довольно быстро стал одним из самых интересных и многообещающих студентов. Через пять лет, на выходе из института Василий Шукшин сложился в абсолютно самобытного художника. Сил он не жалел – снимался у других, снимал сам, писал. Как будто чувствовал, что ему отмеряно всего 45 лет.