Вернулись с фронта на машине Жукова. Жительница округа рассказала историю любви и жизни своих родителей

«С интересом читаю в вашей газете очерки о фронтовиках, – раздался звонок в редакции. – И так печально, что мой отец, Израиль Исаакович Винниковский, майор Красной армии, и моя мама, Лидия Фёдоровна Скорикова, не дожили до наших дней и не могут уже рассказать о своём боевом пути, о том, что они дошли до Берлина и нашли друг друга именно там…»

На мгновение я представил их двоих, Лидию и Израиля, обнявшихся напротив горевшего Рейхстага, не отошедших ещё от смертельных боёв, но уже дышащих воздухом Победы и мира.


На крыше Рейхстага! Лидия и Израиль – на переднем плане справа.

«МАМА СЛУЖИЛА В ШТАБЕ ЖУКОВА»

– Вот что удалось мне собрать в нашем семейном архиве, – показывает дочь фронтовиков Нина Богданович. – Мама родилась в Саратове, в интеллигентной семье, и перед войной училась в Институте иностранных языков, откуда её и призвали в армию переводчицей, в штаб Г. К. Жукова. Отец родом из села Сладководного Запорожской губернии, из бедной семьи крестьян. После школы он окончил Одесский финансовый техникум, начал работать в Каменце-Подольске, где и застала его война 22 июня 1941 года. Папу призвали сразу же. Его семья переехала в Киев…

«КОНИ НА ВОЙНЕ ЛУЧШЕ ТАНКОВ»

И куда только в начале войны не бросала финансового работника судьба. Чуть не попал в плен, получил первое ранение. Но во всех этих перипетиях судьба хранила его. Наконец, в 1943 году – приказ: прибыть в 16-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию 1-го Белорусского фронта. – «Кони на войне лучше танков, они и доставят, куда надо, и согреют, если надо, и спасут, когда надо. И горючки не требуют», – часто повторял отец, рассказывая о войне, – говорит Нина. – Особенно он вспоминал своего первого жеребца Орлика, который вынес его, раненого, с поля боя. Первая боевая встреча Израиля с врагом произошла во время глубокого рейда в тыл врага под Ворошиловградом. Его часть прошла с боями более 400 километров, Были уничтожены тысячи солдат неприятеля. – Папа часто рассказывал нам, детям, про это боевое крещение, – вспоминает Нина. – А дальше были Черниговско-Припятская операция, освобождение Украины, Белоруссии, Польши, бои на восточном берегу Вислы… Наконец, с 19 апреля по 5 мая 1945 года – Берлинская стратегическая операция…

ЧЕМ ВСТРЕТИЛ КИЕВ ГЕРОЕВ

– А вот дневник папы – это последние дни фашистского Берлина, – подвинула ко мне Нина бережно сложенные пожелтевшие листки. И едва ли не первое, на что упал мой взгляд, – листок от 20 мая, в цветочном обрамлении – восторженное: «Лида – любовь!» Именно в этот день в горевшем ещё Берлине он познакомился с девушкой Лидой, которая вскоре стала его женой. Лидия Фёдоровна Скорикова всю войну прослужила в штабе маршала Жукова переводчицей. Готовясь к демобилизации, она с подругами по службе пошла попрощаться с местами боёв за Берлин, где они и встретились с бравым майором. Дальше были свадьба и мечты о послевоенном счастье. Но как добраться домой?! Им крупно повезло. За безупречную службу командование кавалерийской дивизии и руководство штаба Г. К. Жукова наградили молодожёнов легковой автомашиной, на которой они и помчались в Киев к родителям!


Тот самый «Мерседес» от маршала Жукова. Он послужил семье фронтовиков ещё долгие годы

Израиль не сообщал родным о приезде, хотел сделать сюрприз. Вот он, дом, к счастью, не разрушенный фашистами! На стук в дверь вышла… незнакомая женщина. «Вы к кому?» – «К Винниковским». И услышали: «Нет их, убили, лежит вся семья ваша в Бабьем Яру». И впервые в жизни зарыдал боевой майор.

Из дневника

«Ну вот мы и в проклятом фашистском логове. Лошади здесь оказались не у дел, поэтому первый наш бой разыгрался совместно с пехотой на одном из перекрёстков берлинских улиц при взятии шестиэтажного дома. Ворвались в дом и захватили первый этаж. Штурмуем второй, третий. Фашисты упорно, с остервенением отбиваются. Поднимаемся почти до самой крыши. И тут задержка. Видят фашисты – этаж последний. Дальше – крыша. Бьются насмерть. Час штурмуем шестой этаж, два, не сдаются. Решили взорвать, пусть рухнет и придавит собой фашистов. И вдруг сверху, с шестого этажа, навстречу нам с автоматом в руке – наш старшина. «Ты откуда?!» – «С неба!» – смеётся. Оказалось, взобрался он по водосточной трубе на крышу и проник на чердак. Устремились мы за старшиной на шестой этаж и заняли весь дом». Особо, крупными буквами, в дневнике было написано: «В ночь с 8 на 9 мая Германией подписан акт о безоговорочной капитуляции! Война окончена! Как было бы здорово проскакать на наших конях по улицам поверженного Берлина, но пока это невозможно…»

УШЛИ ДРУГ ЗА ДРУГОМ

Фронтовик устроился на Саратовский завод электронного машиностроения. Здесь он прошёл путь от начальника отдела до заместителя гендиректора завода. Лидия Фёдоровна стала преподавать в Саратовском госуниверситете, на кафедре иностранных языков. В 1957 году в семье Виниковских родилась дочка, её назвали Ниной…

Родители Нины в 1983 году перебрались к ней в Москву, где жили до своих последних дней. Лидия Фёдоровна умерла в 2001 году. Ненамного пережил её и Израиль Исаакович – он ушёл из жизни на следующий год, оставив после себя, как и его верная спутница, добрую, светлую память в сердцах дочери, внучки Полины и всех, кто их знал…

-- Александр Золотаревский. Фото: Кирилл Журавок. Ч/Б снимки из личного архива семьи Винниковских


← Растет смена! «Серебро» чемпионата «Московские мастера» - у студента ЗАО

→ Совята учатся летать! Жителей округа просят их не беспокоить