Пытаясь поймать автора панорамы «Бородинская битва» на несоответствиях, мы забываем о том, что это художественное произведение
Вовсе не случайно местом нашей очередной пятничной встречи стал Музей-панорама «Бородинская битва» -одна самых крупных достопримечательностей запада Москвы. Отмечавшееся три года назад 200-летие Отечественной войны 1812 года, а также нынешний юбилей -70-летие Победы в Великой Отечественной войне всколыхнули интерес к истории Отечества и открыли некоторые новые ее страницы, заставили более пристально посмотреть на страницы прежние, в том числе на главную ценность Музея на Кутузовском проспекте -огромное панорамное полотно, на котором 100 лет назад художник Франц Рубо изобразил Бородинскую битву.
Сегодня мы в гостях у заместителя директора по научной работе Музея-панорамы «Бородинская битва», кандидата исторических наук Лады МИТРОШЕНКОВОЙ.
БИТВА РАНЬШЕ НАЧАЛАСЬ
- Лада Вадимовна, панорама была написана Рубо более 100 лет назад. За это время появились новые исторические сведения, выяснилось, что что-то было не совсем так, как это отражено в панораме...
- Сложилось так, что научные сотрудники музея - историки. Наша главная тема - история Отечественной войны 1812 года и наполеоновской эпохи в целом. Но какими бы ни были результаты новых научных изысканий, панораму мы изменить не можем - это цельное художественное произведение, которое создается по своим законам и не всегда соответствует правде жизни. Да, историки нам периодически предлагают что-то переписать, доказывая, что Рубо наделал ошибок, а батальные художники школы Митрофана Грекова, которые реставрировали панораму в 1962-м, а потом в 1968-м, наделали новых, но переделывать художественное произведение нельзя. Можно создать новое.
- Не получается ли в таком случае, что пусть даже в деталях полотно вводит в некоторое заблуждение посетителей? Как вы с этим поступаете, учитывая познавательный характер музея?
- И Франц Рубо, и историки, которые помогали ему работать над панорамой, понимали, что Бородинское сражение в отрыве от всей истории Отечественной войны 1812 года будет посетителям непонятно. Картина создавалась как часть будущего Музея Отечественной войны 1812 года. Для него были собраны предметы - коллекция. Предполагалось, что когда-то они соединятся, тогда роль и значение самого сражения и этой картины станут понятны. Но сложилось иначе: после революции судьбы Музея 1812 года и панорамы разделились. Коллекция оказалась в Государственном историческом музее, панорама - у нас. Тем не менее она словно притягивала предметы. В 1962 году строили здание для демонстрации только одной картины и временных выставок, а когда оно было построено, люди стали нести к нам различные экспонаты... Конечно, экскурсовод рассказывает посетителям о том, что в действительности было не совсем так, как изображено на панораме.
Скажем, многие знают, что момент, который Франц Рубо изобразил на панораме, относится к полудню - к 12 часам дня. Так было везде написано, и сам Франц Алексеевич так считал, и Владимир Александрович Афанасьев, историк, консультировавший Рубо, так считал, и генерал-лейтенант Борис Михайлович Колюбакин, главный консультант художника, тоже так считал. Последние исследования историков позволяют ее хронометраж отнести не позже чем к 10. 30 утра.
- А жизнь полотна...
- От полотна, которое нарисовал Франц Рубо, к большому сожалению, сейчас очень мало осталось. Здесь уже нет предмета для исследования историков - интересно оно только для реставраторов и искусствоведов: что разрушало полотно, где, кто и когда его дописывал и перерисовывал, что влияет на его состояние.
ЗАЧЕМ ЛЕТЯЩИМ ЛОШАДЯМ НОГИ
- Какие научные изыскания сегодня ведет музей?
- Существует сообщество историков Отечественной войны 1812 года. Мы много лет ежегодно проводим научные конференции, издаем материалы. В одном из наших залов есть экран, на котором можно прочесть фамилии, имена, отчества и звания всех русских офицеров, получивших ранения и погибших при Бородино. Это Книга памяти офицеров 1812 года. Проект ее создания разрабатывался в рамках правительственной программы подготовки к 200-летию Отечественной войны, при поддержке Российского исторического общества. Книга подготовлена сотрудником нашего музея Сергеем Владимировичем Львовым и вышла в свет с напутственным словом председателя правительственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года Владимира Владимировича Путина.
- О чем чаще всего спрашивают экскурсоводов посетители?
- Запоминаются прежде всего самые смешные. Например, люди долго смотрят на полотно и спрашивают: а почему количество ног у лошадей не соответствует количеству их торсов? Это действительно так. Просто это художественный прием, чтобы изобразить летящих лошадей. При этом невозможно написать все их ноги. С художественной точки зрения это «убьет» картину. Куча ног... Это один из секретов, по которым работает наше зрение.
А серьезно спрашивают о том, почему на картине невелико число погибших. Нельзя забывать, что художнику нужно было вписаться в жесткие идеологические рамки. Император Николай II, лично пожаловавший деньги на создание картины - с Рубо расплачивались из личных денег царя, а не из казны, высказывал свои пожелания. Он считал себя знатоком войны 1812 года и рассматривал задачу этой картины как воспитательную. Все, кто ее увидит, должны понять, насколько это была великая битва. Поэтому на картине меньше трупов, чем могло быть в действительности, и, конечно, не все покрыто клубами дыма, как было на самом деле. Понятно, что в реальности это была каша, месиво, непонятные стороннему наблюдателю действия огромного числа людей, хаос. Но картина не должна была, как у Верещагина, например, изображать хаос. Следовало подчеркнуть значение этой победы. А что это именно победа, осознавалось и современниками сражения, и историками. И мы возвращаемся к этому пониманию, что это была нравственная победа наших соотечественников.
НАША СПРАВКА
Как ни удивительно, первая панорама Бородинского сражения создана не в России, а во Франции. Она была представлена парижской публике в 1835 году, и создал ее художник Жан-Шарль Ланглуа.
Идея создания панорамы в преддверии 100-летия Отечественной войны 1812 года возникла у художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо, уже имевшего опыт работы над подобными полотнами. Огромная картина была написана всего за 11 месяцев. Ее размер - 14 на 115,5 м. Сегодня во многих городах России существуют музеи-панорамы, среди них наиболее известны «Оборона Севастополя 1854-1855 г.» и «Сталинградская битва». А всего в мире около 120 панорам.