Тайны подземки. Путешествие по западному участку голубой ветки – самой необычной в столице

Первый пробный поезд на платформе станции метро «Фили». Автор Л. Великжанин. 2 октября 1959 года. Фото: Главархив Москвы

Филёвская линия метро уникальна в своём роде. Во-первых, потому, что назвать её подземкой применительно к Западному округу можно с большой натяжкой, так как почти все станции наземные. Во-вторых, всю свою 84-летнюю историю она была особенной: и строилась она как экспериментальная, и закрывалась в 1950-е годы на целых 5 лет. Именно эта линия в 2016– 2019 годах была полностью реконструирована. В 2019 году она стала первой в московском метро, где старый подвижной состав был полностью заменён на поезда нового поколения, а в январе этого года впервые за последние почти полвека за пульт управления поездом столичного метро сели девушки.

Совсем скоро голубая линия вновь привлечёт к себе внимание. На станции «Кунцевская», строительство которой завершается, сомкнётся западный участок БКЛ. Одним словом, изюминок в истории линии № 4 так много, что мы в нашем путешествии решили делать остановки для рассказа не на каждой станции, как в предыдущих публикациях, а на наиболее интересных поворотах её истории, со всеми подробностями. Поехали!

Нью-Йорк здесь ни при чём

КУНЦЕВСКАЯ». Благоустройство вокруг этой обновлённой станции ещё предстоит: в этом году здесь откроется одноимённая станция БКЛ. Фото: Кирилл Журавок

Бытует мнение, что Филёвская линия обязана Хрущёву тем, что, попетляв под землёй по бывшему руслу речки Фильки, после «Киевской» она вырвалась наружу. Будто бы в Нью-Йорке главу ЦК КПСС впечатлили наземные участки метро. Однако на самом деле вояж Хрущёва в США был в сентябре 1959 года, а Филёвская ветка вышла на поверхность в 1958-м. Так что причина в другом: голубую ветку по земле пустили из соображений экономии.

Ветки-близнецы

Многих удивляет, что Арбатско-Покровская и Филёвская линии отчасти дублируют друг друга. Причин две. В 1941 году при фашистском авианалёте тоннель мелкого заложения между «Арбатской» и «Смоленской» пробила бомба. Сталин отдал приказ эту линию закрыть и прорыть радиус глубокого заложения, уже Арбатско-Покровской линии. Так появились станции-дублёры «Арбатская» и «Смоленская». В 1958-м начали строить наземную ветку, к 2008 году она дотянулась до «Крылатского». В том же году станции голубой ветки после «Кунцевской» передали в состав Арбатско-Покровской: путь под землёй на Запад сделали более прямым. А параллель голубой и синей веток на участке «Киевская» – «Кунцевская» так и осталась.

«ПИОНЕРСКАЯ». Площадь навесов, защищающих пассажиров от палящего солнца, дождя и снега, стала больше. Фото: Кирилл Журавок

Дамы ведут поезда

То, что с 3 января этого года поезда Филёвской линии повели женщины-машинисты, безусловно, историческое событие.

Ольга Буравлёва одна из первых отправилась в путь. Фото: Кирилл Журавок

Но мало кто из москвичей помнит: в нашем метро женщины водили поезда начиная с 1936 года, что особенно поражало зарубежных гостей. Президент Франции Шарль де Голль, приехавший в СССР в 1944 году, был потрясён, увидев в кабине машиниста девушку, когда ему показывали метро. Но и у нас в начале 1980-х ввели запрет на приём новых сотрудниц – объяснили это высокими нагрузками. Однако сегодня условия труда изменились радикально, особенно на одной из самых современных теперь линий – Филёвской.

«ФИЛЁВСКИЙ ПАРК». Вместо обычных стёкол в вестибюлях установили ударопрочные и энергоэффективные стеклопакеты. Фото: Кирилл Журавок

Современно и стильно

Жёсткая экономия, к которой стремились в хрущёвские времена, пуская поезда Филёвской ветки по наземному участку, обернулась тем, что за 60 лет эксплуатации под открытым небом линия оказалась в аварийном состоянии. С 2016 по 2019 год были отремонтированы около 6,5 км путей и все 7 наземных станций, причём без прекращения движения поездов. При реконструкции платформ использовались износостойкие материалы, которые прослужат полвека. Заменены инженерные сети, это позволило запустить новейшие пассажирские сервисы и включить в инфраструктуру другие современные элементы.

«БАГРАТИОНОВСКАЯ». Вместо старого асфальта платформы замостили гранитом. Фото: Кирилл Журавок

Серей СОБЯНИН, мэр Москвы, – об итогах реконструкции Филёвской линии:

Можно сказать, что Филёвская линия спасена, она пережила второе рождение. Для того чтобы это чувствовалось ещё сильнее, мы пустили по ней инновационные поезда «Москва» и уменьшили интервал движения. Количество пассажирских мест увеличилось на 20%. Так что Филёвская линия стала современной, надёжной, она будет служить москвичам ещё долго.

«ФИЛИ». В три раза увеличилась освещённость платформ в тёмное время суток. Все лампы заменили на энергосберегающие. Фото: Кирилл Журавок

Вагоны с ароматом имбиря, травы и цветущей сакуры

Филёвская линия – ещё и самая… ароматная. Именно её как самую проветриваемую недавно выбрали для тестирования отдушек в вагонах. Оборудование по ароматизации воздуха разместили в трёх поездах этой линии. В одном из них пассажиры могли почувствовать запах имбиря, в двух других – ароматы сакуры и свежескошенной травы. Победила сакура: за её аромат – почти 100% опрошенных.

«КУТУЗОВСКАЯ». Одним из главных новшеств стала установка на платформах инфракрасных излучателей тепла (на карнизе). Фото: Кирилл Журавок

Как подчеркнула заместитель начальника метрополитена Юлия Темникова, используемое для тестирования оборудование абсолютно безопасно для пассажиров с аллергией. Кстати, большинство опрошенных в сувенирном магазине подземки на «Маяковской» – за разработку особого, фирменного аромата.

«СТУДЕНЧЕСКАЯ». Благодаря художественному оформлению внешний облик станций стал более светлым и современным. Фото: Кирилл Журавок

Откуда слово «метрополитен»?

Термин «метрополитен» употребляется во многих странах для обозначения городских железных дорог. Произошёл он от названия фирмы, которая построила первую в мире линию метро в Лондоне, Metropolitan Railway, что переводится как «Столичные железные дороги». Парадокс, но именно в Великобритании этот термин не прижился, там метро называется Underground station.

«КИЕВСКАЯ». На Филёвской линии открыта 20 марта 1937 г. Фото: Кирилл Журавок

Эта станция – первая из трёх «Киевских». Её декор как бы предвещал сталинский ампир. Архитектор Дмитрий Чечулин был вдохновлён античными мотивами – он специально побывал в Помпеях, Венеции и Флоренции. Капители из глазурованного фарфора с рельефом пшеничных колосьев и плодов – это Чечулин увидел во Флоренции, инкрустация сделана в виде помпейских росписей. Ко всей этой красоте архитектор патриотично добавил серп и молот. 46 колонн, обрамляющих перронный зал, как бы призывают к движению вперёд, три ряда ниш со светильниками рождают иллюзию высокого неба. Не всё здесь сохранилось – например, осыпавшийся со временем непрактичный розовый и бледно-зелёный оникс ещё в прошлом веке пришлось заменить на светлый мрамор. Наземный вестибюль «Киевской» снесли в 1972 году, когда сооружали выход для станции Кольцевой линии. Теперь на этом месте стоит ТЦ «Европейский».

Фото: Кирилл Журавок

Современный вход на эту станцию был оформлен в 2006 году французскими архитекторами в стиле декора Парижского метрополитена. В ответ станцию Madeleine парижской подземки оформили витражом «Курочка Ряба», который содержит надпись «Московское метро». Реставрация, проведённая на «Киевской» в 2014–2016 годах, была удостоена наград – она вернула ей первоначальный облик 1930-х, были воссозданы в том числе светильники и мозаичный рисунок пола, утраченные в середине XX века.

МИФЫ

Всё началось с кружки кофе?

Один из самых расхожих мифов о московском метро – происхождение Кольцевой линии, особое значение на которой имеет «Киевская», станция сразу трёх направлений. Будто бы появилась Кольцевая почти случайно. Изначально город должны были просто пересекать диаметры с пересадками в самом центре. Это не нравилось Сталину. Выслушав проектировщиков и дав им поручение подумать, он, уходя, якобы поставил чашку с кофе прямо на схему. Чашка оставила пятно в форме кольца на идеальном месте – как раз вокруг центра Москвы. Кстати, согласно этой же легенде, и коричневый цвет ветки – отсыл к «кофейному прошлому».

Голубая ветка была сталинской трассой?

Подземная часть Филёвской линии будто бы изначально была подземной дорогой, которую строили на «ближнюю дачу» Сталина в Кунцеве. Началась война, дача стала неактуальна, и строительство прекратили. Уже после смерти вождя якобы по приказу Хрущёва подземную дорогу превратили в тоннель, по которому ходят поезда. Официального подтверждения этой версии нет.

-- Михаил Савельев, Анна Шапорова


← Киевский вокзал с 1 апреля введет сквозную нумерацию железнодорожных путей

→ Цифровой сервис для врачей московских поликлиник стал номинантом премии конкурса ООН