Сценарист Рустам Ибрагимбеков:«Сердце моё принадлежит Раменкам»

29.05.2021 Лонгриды

Сценарист Рустам Ибрагимбеков:«Сердце моё принадлежит Раменкам» Фото: commons.wikimedia.org

Накануне майских праздников состоялось вручение национальной кинопремии «Ника» сразу за 2019 и 2020 годы. В прошлом году церемонию отложили из-за пандемии. Награду в номинации имени Эльдара Рязанова «Честь и достоинство» за 2020 год получил заслуженный деятель искусств России и Азербайджана, кинодраматург Рустам Ибрагимбеков. Запад Москвы имеет самое непосредственное отношение к очередному успеху мэтра – многие его сценарии были созданы в нашем округе.

Известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни». Сразу после выхода на экраны в 1970 году картина обрела в СССР небывалую популярность. Всего Ибрагимбеков создал сценарии свыше 40 художественных и телевизионных фильмов, в их числе «Храни меня, мой талисман» (1986) и «Сибирский цирюльник» (1998). Большинство работ написаны в Доме ветеранов кино на Нежинской, д. 5.

ЛУЧШИЙ РАЙОН МОСКВЫ

– Рустам Мамедович, понятно, что вашему сердцу кинематографиста дорог «Мосфильм», учитывая, сколько вы там работали. А какие ещё места на западе Москвы значимы для вас?

– Я очень люблю Очаково-Матвеевское, долгие годы там жил. Так уж устроен человек: он любит не просто достопримечательности в городе, а именно те места, с которыми тесно связана его жизнь. Ну а «Мосфильм» – это святое для меня. До «Мосфильма» я был только на «Азербайджан-фильме» и на Одесской киностудии. Когда я в первый раз приехал на главную киностудию страны, мои чувства было трудно передать словами. Это потрясение, восторг. «Мосфильм» – настоящая кинематографическая вселенная.

– Почему вы всё время выбирали для жизни запад Москвы?

– Потому что это лучший округ столицы! Несмотря на то что потом по стечению жизненных обстоятельств я 10 лет прожил в Сокольниках, сердце моё навсегда принадлежит западу Москвы, и в частности Раменкам. Причём полюбил я здешние просторы ещё подростком. Мой отец был преподавателем географии. Папа привозил в Москву своих учеников – показать им столицу. Мне повезло, что в эти поездки он брал и меня. Помню, как приехали на Воробьёвы горы (тогда они назывались Ленинскими). Главное здание МГУ там ещё только строили. Тогда же, в 1953 году, на склоне Воробьёвых гор открывали комплекс из четырёх трамплинов и канатную дорогу, соединившую спортивные объекты с набережной. Поэтому, конечно, моё любимое, родное место – это Воробьёвы горы. Я обожаю Раменки, это лучший район Москвы.

В ОБЩЕЖИТИИ МГУ

– Вы ведь никогда не учились в МГУ, если я не ошибаюсь?

– Я – нет. А вот жена моя училась в МГУ в аспирантуре, поэтому ей выделили комнату в общежитии. В те годы общага в Главном здании МГУ была разделена: мужская часть и женская часть были отдельно друг от друга. Так вот, я года два обитал в женской половине. Хотя у меня тоже было жильё в Москве – по окончании Азербайджанского института нефти и газа я продолжил учёбу по специальности в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР. У аспирантов Академии наук было общежитие на Ленинском проспекте. Там я тоже периодически появлялся. Но больше мне, безусловно, нравилось в Главном здании МГУ. Таких видов из окна нет больше нигде!

ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ

– «С удовольствием живу многие десятилетия в Москве и абсолютно верю в дружбу народов», – сказали вы в нашем прошлом интервью. А сейчас, когда СССР давно уже нет, дружба народов по-прежнему крепка, по-вашему?

– Скажу вам так: я всегда ощущал поддержку со стороны города. Именно в Москве я реализовался как сценарист и писатель. Поэтому я верю в дружбу народов. Меня часто спрашивают: если дружба народов была настоящей, почему СССР распался? Я много размышлял на эту тему. Может быть, наши объятия дружеские были слишком жёсткие, слишком тесные? Как только человека к чему-то вынуждают, у него возникает дух противоречия. А с другой стороны, я не знаю ни одного великого скрипача, которого бы не заставляли в детстве играть. Чувство дружбы к другим народам – оно тоже воспитуемо. Надо сказать, что сейчас в мире дружба между народами не поощряется, разрушается. К счастью, в Москве это не так. Здесь по-прежнему люди всех национальностей дружат. Я ощущаю это по кинематографу. Вы посмотрите, сколько нерусских имён в российском кино и на телевидении. Российский интернационализм продолжает жить, это реальность. Поэтому я абсолютно убеждён, что разрушить дружбу народов в Москве невозможно.

ЛЮБИМЫЕ МЕСТА

Воробьёвы горы

«Мне повезло, я застал ещё строящийся университет! Это была стройка века – возводили главное здание МГУ им. Ломоносова. Очень масштабное зрелище. Всё, что мы любим, у нас формируется в детстве. Мог ли я тогда даже мечтать, что когда-нибудь буду жить в общежитии МГУ в главном здании?!»

Дом ветеранов кино

«В Матвеевском я очень долго жил в Доме ветеранов кино на улице Нежинской, 5. Многие мои сценарии созданы именно там». Кстати, речь не только о легендарных фильмах. Здесь Рустам Ибрагимбеков написал и некоторые из своих 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира.

Мичуринский проспект

«До сих пор, когда проезжаю угол Мичуринского и Ломоносовского проспектов, улыбаюсь. Долгие годы я здесь в одном из домов снимал квартиру. Какие же там просторы! Дышится легко».

-- Ольга Шаблинская


← Абсолютный рекорд: Почти 5 млн человек приняли участие в электронном предварительном голосовании «Единой России»

→ Собянин открыл новый вокзал Восточный для поездов дальнего следования