Режиссёр Виктор Мережко: «Мосфильм» был моей недосягаемой мечтой»

26.07.2021 Лонгриды

Режиссёр Виктор Мережко: «Мосфильм» был моей недосягаемой мечтой» Фото: commons.wikimedia.org

По сценариям Виктора Мережко сняты легендарные кинофильмы «Родня», «Полёты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Вас ожидает гражданка Никанорова». Народный артист России, режиссёр рассказал нашему корреспонденту, какие места на западе столицы сыграли в его жизни особенную роль.

ПАЦАН С ХУТОРА

– Виктор Иванович, Западный округ полон достопримечательностей. Продолжите фразу: главная достопримечательность в жизни Виктора Мережко – это…

– Конечно, «Мосфильм»! Это была мечта, к которой тянутся, мне казалось, я никогда не дотянусь. Меня «Мосфильм» очень долго не принимал. Первое, что он воспринял, – это сценарий для фильма «Трын-трава». А до этого я приходил на киностудию, болтался в этих безумно длинных коридорах, огромных павильонах. Никому не известный, приехавший с хутора, плохо говорящий по-русски. Поэтому я так благодарен советской власти – она воспитывала кадры, построила и мою жизнь, и карьеру. Помню, я шёл по «Мосфильму», будучи студентом, и увидел в коридоре Ивана Александровича Пырьева. Он разговаривал с Роммом Михаилом Ильичом и Райзманом Юлием Яковлевичем. А у Пырьева был красивый сочный баритон. Прижавшись к стенке, я стоял и слушал их, о чём легендарные режиссёры спорили, смеялись, хохотали. Они меня зачаровывали, эти голоса. А я кто? Пацан какой-то в зашмуренной курточке. Помню, Пырьев обернулся ко мне и спросил: «Может, вы, молодой парень, запишете?» Я потерял дар речи. Сейчас у молодёжи, даже кинематографической, театральной, нет уважения к мастерам-мэтрам: ну, какой-то старый человек. А тогда у меня, парня абсолютно провинциального, всё переворачивалось в душе при виде наших легенд: неужели это они? Неужели это Ромм навстречу идёт? Ну что вы! Восторг!

КОМУ «ТРЫН-ТРАВА»

– Сергей Никоненко, снявший картину «Трын-трава», сказал мне, что ему очень понравился ваш сценарий и он сразу загорелся его снимать, это было, можно сказать, его боевое крещение на режиссёрском поприще.

– На самом деле я писал «Трын-траву» не для Никоненко, а для Петра Тодоровского. Но Пётр Ефимович в это время запустился с другой картиной на «Мосфильме». Я понимал, что сценарий лежать долго не может, и вместе со Вторым творческим объединением «Мосфильма» мы решили: нужно запускать сценарий в работу. Он очень нравился руководству студии. Тогда предложили снимать молодому режиссёру, уже известному актёру Никоненко Серёже. На главную роль пригласили Лиду Шукшину. Василий Макарович не так давно умер, ей, конечно, было непросто работать. Но зато была моральная поддержка от коллег плюс заработок, хотя тогда знаменитые артисты получали копейки по сравнению с тем, что сейчас зарабатывают нынешние звёзды.

«СЪЁМКИ ЗАПОМНИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»

– Насчёт знаменитых советских артистов. Какой вам запомнилась Наталья Гундарева? Она снималась на «Мосфильме» в картине по вашему сценарию «Вас ожидает гражданка Никанорова» в роли работницы колхоза Кати Никаноровой.

– Это была светлая, полная желания, стремления жить, радоваться, приносить людям пользу и счастье. Я с ней очень дружил. Когда она стала депутатом Верховного совета, сказал: «Наташ, чего ты полезла в политику?» – «А кто вам, придуркам, помогать-то будет? Никто из депутатов не мог артистам помочь, а я что-нибудь для вас сделаю». Она была очень позитивной и очень талантливой. Как и Нонна Мордюкова, с которой я дружил и которая снялась в «Родне».

– О да, это ещё одна легендарная мосфильмовская лента по вашему сценарию.

– Когда Нонна прочитала мой сценарий, воскликнула: «Сукин ты сын! Это ж надо так хорошо написать!» Она передала папку с текстом Никите Михалкову на Московском кинофестивале и попросила: «Только ты не потеряй, Витя специально для меня написал». Через неделю мне позвонил Никита Сергеевич: «Добрый день, это Михалков. Прочитал. Буду снимать». Съёмки я запомнил на всю жизнь. Нонна влюбилась в Михалкова. Говорила мне: «Ой я дура, Витя-я! Как посмотрю на Никитку – такой он красивый, эти усы, этот взгляд, смех. У меня ноги подкашиваются, я влюблена». А Михалков требовал от актрисы Мордюковой чёткого исполнения его режиссёрских заданий. Поэтому начинались скандалы. Нонна, будучи в киноэкспедиции в Днепропетровске, собирала свои многочисленные чемоданы – ей постоянно дарили огромное количество подарков на съёмках. За несколько часов до поезда ехала на вокзал. Я, конечно, с ней. Сидим на вокзальной лавочке, Нонна плачет: «Он барчук! Невозможно с ним работать!» Потом на перроне показывался Михалков. Радость, мир, объятия, поцелуи. Возвращаемся, распаковываем чемоданы. И так – много раз в течение съёмок «Родни».

В ГОСТЯХ У ЛЕГЕНДЫ

– Виктор Иванович, с какими ещё местами на западе Москвы связаны памятные воспоминания?

– Дом ветеранов кино на Нежинской, который мы звали Матвеевкой. Прекрасное место, где жили или приезжали по путёвке наши легенды. Я там Райзмана видел, Юткевича. С Папановым пересекался, с Надеждой Юрьевной, его женой, и маленькой доченькой Леночкой. Мы очень дружили. Я несколько раз бывал в гостях, хотя Папанов редко кого приглашал к себе домой, а вот меня и мою жену Тамару, дочку Машеньку звал часто. Делал бутербродики с красной, чёрной икрой – он был гостеприимный очень. Очень хороший, чудесный человек. Анатолий Дмитриевич Папанов был великий, его любили все. Но он говорил: «Я устаю от этого». Он же такой был скромный, оставлял машину свою далеко от служебного входа в Театр сатиры: «Все подумают, что я зазнаюсь, поэтому я на троллейбусе приехал». Бог мне даровал дружеские отношения со многими великими артистами и артистками. Я счастлив, что это было в моей жизни.

-- Ольга Шаблинская


← Сквер имени Анны Герман: рассказываем о планах по его благоустройству

→ Собянин оценил ход реализации ряда городских программ в Кузьминках


©