Последней ушла из Афгана. Красина-Земляная обеспечивала переговоры с афганской стороной после вывода наших войск
Накануне 15 февраля, очередной годовщины вывода советских войск из Афганистана, в Музее обороны Москвы в районе Тропарёво-Никулино прошла торжественная встреча ветеранов Афганской войны.
В ней приняли участие один из руководителей Международного союза «Наследники Победы» генерал-лейтенант Василий Гнездилов, председатель Совета Федерации ветеранов воинов-интернационалистов полковник Юрий Рязанцев, а также этнический афганец, доцент кафедры теории и практики Института иностранных языков РУДН Мохаммад Сарвар Мохаммад Анвар.
В СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБЕ
Была среди участников встречи и прошедшая Афганистан жительница района Проспект Вернадского Марина Красина-Земляная. Учитель по профессии, она добровольно пошла служить в армию. Марина сразу же стала помощником начальника первого отдела одного из военкоматов Литовской ССР. Вскоре её назначали начальником секретного отдела одной из дивизий. «Оттуда меня послали на обучение работе с документами особой важности. Всего 10 человек в СССР прошли такое обучение, – рассказывает Марина Викторовна. – Вскоре меня отправили в секретариат военного совета входившей в состав Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан 40-й армии, командовал которой генерал Борис Громов».
ЖЕСТОКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Секретный характер работы Марины Красиной-Земляной в Афганистане и сегодня не позволяет рассказать всех подробностей её службы. Но и того, что она сказать может, достаточно, чтобы понять, какой ценой досталась нашим солдатам защита интересов родины на подступах к её границам. «Мне приходилось работать с бумагами, в которых были задокументированы имена советских военнослужащих, убитых с особой жестокостью. К документам прилагались и фотографии, видеть которые было невероятно мучительно. Душа особенно обливалась болью, когда среди снимков солдат находились знакомые лица», – воспоминания Марине Викторовне и сегодня даются непросто. Среди местного населения был ужасный голод. Советские военнослужащие старались помочь афганцам. «Мы всегда их подкармливали чем могли, – рассказывает ветеран. – У меня до сих пор перед глазами эти дети, которые бегут за армейским грузовиком-мусоровозом, подбирают просыпавшиеся обрезки, картофельную кожуру, тут же на бегу глотают».
ВЕРИЛА, ЧТО ОСТАНЕТСЯ В ЖИВЫХ
Когда в феврале 1989 года Афганистан покинула последняя советская бронемашина, Марина Красина-Земляная осталась в Кабуле – единственная женщина среди 24 советских военнослужащих, перед которыми поставили задачу обеспечить взаимодействие между афганской и советской сторонами после вывода войск. «Меня оставили, потому что у меня было образование, и я была обучена секретной работе. Направили в оперативную группу советников для ведения документации, – уточняет Марина Викторовна. – А в это время всех женщин, которые работали в посольстве, в том числе официанток, поваров, медиков, а также жён сотрудников посольства, уже отправили в Россию. Конечно, было страшно. Когда по делам службы нужно было отправиться в город, меня сопровождали четыре офицера».
КСТАТИ
Марина Викторовна Красина-Земляная и сегодня пользуется особым доверием у прошедших Афганистан. На прошлой неделе она возглавила общественную организацию «Профсоюз военнослужащих» в районе Проспект Вернадского.