Кадр в камне
«Мосфильм», который в этом году отмечает свое 90-летие, можно назвать и государством в государстве, как, например, Ватикан в Италии или Лихтенштейн в Швейцарии, и городом в городе Москве, расположившимся на 34 гектарах земли ее Западного округа.
Население «Мосфильма» более 1200 человек. Здесь есть свои улицы и площади, памятники, административный центр, музей, квартал промышленный и даже старинный. А еще пруды, яблоневый сад и лесопарк...
«Мосфильм» – главная киностудия страны, одна из крупнейших в Европе. А еще – это город-музей, город-праздник, город-работа. Наш гид по этому уникальному городу – директор музея киностудии «Мосфильм» Елена Львовна Морозова.
Осмотр достопримечательностей
Экскурсия по городу – это, прежде всего, осмотр достопримечательностей. Но здесь все – достопримечательности: памятники, дома, площади, и даже... ворота. Стоило нам ступить на территорию студии, моя спутница предложила оглянуться: именно на фоне главных ворот студии Шурик в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» произнес знаменитую фразу: «Помедленнее, я записываю!» А рядом – здание, которое в этой картине превратилось во Дворец бракосочетаний. «Помните кадр?», – спрашивает Елена Львовна. Кадры приходилось вспоминать на каждом шагу.
Обелиск на площади перед главным корпусом (ныне площадь имени Сергея Бондарчука) был поставлен к 20-летию Победы в память работников студии, погибших в Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 года, когда немцы вели наступление на Москву, все киностудии были эвакуированы на восток, в Алма-Ату. 950 сотрудников «Мосфильма», отказавшись от брони, ушли в дивизии народного ополчения и в особую Третью московскую коммунистическую стрелковую дивизию. Сто сорок шесть не вернулись с фронта.
Бондарчук
Памятник Сергею Бондарчуку был поставлен здесь в 2012 году. Чем был «Мосфильм» для Бондарчука, а Бондарчук для «Мосфильма»?
Первые записи в его трудовой книжке после окончания ВГИКа: «С 1948 года – актер киностудии «Мосфильм», «С 1959 – режиссер киностудии «Мосфильм». Здесь он сыграл десятки ролей, первая – Уралец в картине Довженко «Мичурин» (роль была совсем маленькой, фильм обруган критикой, но работа с Довженко...), потом и Отелло, и Пьер Безухов, и Андрей Соколов в картине «Судьба человека». Здесь он поставил все свои фильмы, в том числе и эпопею «Война и мир», за которую получил «Оскара» и «Золотой глобус».
На площадь имени Сергея Бондарчука выходит главный корпус «Мосфильма». Если пройти его бесчисленными коридорами и бесконечными переходами, то можно увидеть еще одну достопримечательность киностудии – Первый павильон, помнящий множество славных дел отечественного кинематографа, великих имен, знаменитых сцен. Именно там гремел первый бал Наташи Ростовой.
Люди-памятники
На зеленом газоне у музея «Мосфильма» – памятник писателю, режиссеру, артисту Василию Шукшину. Он похож и на самого себя, и на своих героев. Даже поза по кино знакома: присел Шукшин, босой, на пригорок, задумался. На «Мосфильме» он снял, наверное, главное кино своей жизни: «Калину красную». Тогдашний генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов, прочтя в журнале «Наш современник» одноименную повесть, предложил экранизировать ее здесь.
Есть на «Мосфильме» и памятники людям различных кинематографических профессий. У производственного корпуса – скульптура «Неизвестный оператор». Действительно, зрители гораздо лучше запоминают имена режиссеров, артистов, а оператор остается неизвестным, хотя от его таланта во многом зависит успех картины. Ведь кино – это в первую очередь изображение, и лишь во вторую – слово.
А в лесопарке студии стоит скульптура девушки с хлопушкой. Это, может быть, помощник режиссера (помреж), а может – монтажница. Еще две очень важные профессии. Режиссеру без помощника никуда, уж не говоря о монтажнице, монтажере. «Кино – это монтаж аттракционов», – говорил великий Эйзенштейн. Съемки каждого кадра фильма начинаются с монтажницы, которая выходит на съемочную площадку, говорит название фильма, эпизода, кадра, номер дубля и звонко хлопает хлопушкой. У нее есть и другие, не менее важные обязанности в работе над фильмом, но эта – самая яркая и веселая.
Площадь Леонида Гайдая носит имя замечательного комедиографа, которого не любили критики («за безыдейный смех»), но обожали друзья, коллеги и, конечно же, зрители. Одновременно с Гайдаем на «Мосфильме» работали Андрей Тарковский, Элем Климов, Лариса Шепитько, Александр Митта, Александр Алов и Владимир Наумов... Обращаясь к режиссерам студии, известный киновед, продюсер и деятель кино Армен Медведев как-то сказал: «Не забывайте, вас двадцать лет кормил Гайдай». Сейчас говорят даже о том, что Гайдай кормил не только «Мосфильм», но и все Госкино, и еще некоторые отрасли народного хозяйства. «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука»... Пишут, что «за 15 месяцев проката их посмотрели 222, 8 млн зрителей, то есть практически все население СССР».
На газоне стоит настоящий музейный экспонат: подлинная пушка, отлитая в 1810 году. Она, видимо, участвовала в войне 1812 года, а, много лет спустя, снималась в картинах «Война и мир», «Бородино», «Тот самый Мюнхгаузен», «Емельян Пугачев», «Чокнутые»...
Старый город и Калуга, и Париж
Еще можно пройти и в знаменитый мосфильмовский яблоневый сад, первые деревья которого посадил классик советского кино, знаменитый украинский режиссер Александр Довженко. (Ах, как пахнет яблоками на «Мосфильме» в конце лета!) А можно пойти и на пруды... В саду снималась «Барышня-крестьянка», из новых картин – сериал «Институт благородных девиц». Пруды стали местом действия «Садко» («Буря в море-окияне»), Ледового побоища в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
«Всегда хочется чем-то поразить воображение гостей, – говорит Елена Львовна. – Чем-то зрелищным, необычным, присущим только этому месту. Для киностудии это, конечно же, большие натурные декорации. А декорации, как правило, – временное строение, которое быстро разбирают. Но художник Людмила Кусакова создала такую декорацию старой Москвы к фильму Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть», что она стоит и работает вот уже десять лет. Ее можно реставрировать, менять какие-то элементы. Художник объединила в ней разные районы Москвы: и мещанские, и дворянские, и рабочие. В результате получился универсальный вариант, где можно снимать разные фильмы. Возможности кино безграничны, а старинные города чем-то похожи между собой. С 2004 года в Старом городе сняли больше ста картин. Он превращался и в Париж, и в Лондон, и в Копенгаген... К нам приезжают гости из Тулы и говорят: это Тула! А гости из Калуги видят Калугу...»
В декорациях «старой Москвы» снимались фильмы «Статский советник», «Гибель империи», «Мертвые души», «Анна Каренина», «Андерсен» и многие другие. Узкие улочки, уютные площади, арки, дворы, палисадники. Мостовая, мощеная булыжником. Барская усадьба с двуглавым орлом над воротами, белыми колоннами, красивыми полукруглыми окнами и настоящей кованой оградой. Дом с крыльцом, в глубине двора – деревянный сарай, колодец, навесы для инструментов, верстаки для столярных работ. Пожарное отделение с вышкой. На домах вывески: «Винный погреб Е.П. Маршина», «Портной Иван Доброхотов из иностранцев», «Парикмахер В.П. Петров». Магазины, рестораны, гостиницы... И много-много церквей, как это было в старой Москве. В окнах шторы, веселые занавески. Только жалко, что заглянешь за отвернувшуюся занавеску, а там пусто...
Легенды «Мосфильма» бесчисленны, и мы продолжим вспоминать их на страницах нашей газеты. Следующая экскурсия – в музей киностудии.
Население «Мосфильма» более 1200 человек. Здесь есть свои улицы и площади, памятники, административный центр, музей, квартал промышленный и даже старинный. А еще пруды, яблоневый сад и лесопарк...
«Мосфильм» – главная киностудия страны, одна из крупнейших в Европе. А еще – это город-музей, город-праздник, город-работа. Наш гид по этому уникальному городу – директор музея киностудии «Мосфильм» Елена Львовна Морозова.
Осмотр достопримечательностей
Экскурсия по городу – это, прежде всего, осмотр достопримечательностей. Но здесь все – достопримечательности: памятники, дома, площади, и даже... ворота. Стоило нам ступить на территорию студии, моя спутница предложила оглянуться: именно на фоне главных ворот студии Шурик в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» произнес знаменитую фразу: «Помедленнее, я записываю!» А рядом – здание, которое в этой картине превратилось во Дворец бракосочетаний. «Помните кадр?», – спрашивает Елена Львовна. Кадры приходилось вспоминать на каждом шагу.
Обелиск на площади перед главным корпусом (ныне площадь имени Сергея Бондарчука) был поставлен к 20-летию Победы в память работников студии, погибших в Великую Отечественную войну. В сентябре 1941 года, когда немцы вели наступление на Москву, все киностудии были эвакуированы на восток, в Алма-Ату. 950 сотрудников «Мосфильма», отказавшись от брони, ушли в дивизии народного ополчения и в особую Третью московскую коммунистическую стрелковую дивизию. Сто сорок шесть не вернулись с фронта.
Бондарчук
Памятник Сергею Бондарчуку был поставлен здесь в 2012 году. Чем был «Мосфильм» для Бондарчука, а Бондарчук для «Мосфильма»?
Первые записи в его трудовой книжке после окончания ВГИКа: «С 1948 года – актер киностудии «Мосфильм», «С 1959 – режиссер киностудии «Мосфильм». Здесь он сыграл десятки ролей, первая – Уралец в картине Довженко «Мичурин» (роль была совсем маленькой, фильм обруган критикой, но работа с Довженко...), потом и Отелло, и Пьер Безухов, и Андрей Соколов в картине «Судьба человека». Здесь он поставил все свои фильмы, в том числе и эпопею «Война и мир», за которую получил «Оскара» и «Золотой глобус».
На площадь имени Сергея Бондарчука выходит главный корпус «Мосфильма». Если пройти его бесчисленными коридорами и бесконечными переходами, то можно увидеть еще одну достопримечательность киностудии – Первый павильон, помнящий множество славных дел отечественного кинематографа, великих имен, знаменитых сцен. Именно там гремел первый бал Наташи Ростовой.
Люди-памятники
На зеленом газоне у музея «Мосфильма» – памятник писателю, режиссеру, артисту Василию Шукшину. Он похож и на самого себя, и на своих героев. Даже поза по кино знакома: присел Шукшин, босой, на пригорок, задумался. На «Мосфильме» он снял, наверное, главное кино своей жизни: «Калину красную». Тогдашний генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов, прочтя в журнале «Наш современник» одноименную повесть, предложил экранизировать ее здесь.
Есть на «Мосфильме» и памятники людям различных кинематографических профессий. У производственного корпуса – скульптура «Неизвестный оператор». Действительно, зрители гораздо лучше запоминают имена режиссеров, артистов, а оператор остается неизвестным, хотя от его таланта во многом зависит успех картины. Ведь кино – это в первую очередь изображение, и лишь во вторую – слово.
А в лесопарке студии стоит скульптура девушки с хлопушкой. Это, может быть, помощник режиссера (помреж), а может – монтажница. Еще две очень важные профессии. Режиссеру без помощника никуда, уж не говоря о монтажнице, монтажере. «Кино – это монтаж аттракционов», – говорил великий Эйзенштейн. Съемки каждого кадра фильма начинаются с монтажницы, которая выходит на съемочную площадку, говорит название фильма, эпизода, кадра, номер дубля и звонко хлопает хлопушкой. У нее есть и другие, не менее важные обязанности в работе над фильмом, но эта – самая яркая и веселая.
Площадь Леонида Гайдая носит имя замечательного комедиографа, которого не любили критики («за безыдейный смех»), но обожали друзья, коллеги и, конечно же, зрители. Одновременно с Гайдаем на «Мосфильме» работали Андрей Тарковский, Элем Климов, Лариса Шепитько, Александр Митта, Александр Алов и Владимир Наумов... Обращаясь к режиссерам студии, известный киновед, продюсер и деятель кино Армен Медведев как-то сказал: «Не забывайте, вас двадцать лет кормил Гайдай». Сейчас говорят даже о том, что Гайдай кормил не только «Мосфильм», но и все Госкино, и еще некоторые отрасли народного хозяйства. «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука»... Пишут, что «за 15 месяцев проката их посмотрели 222, 8 млн зрителей, то есть практически все население СССР».
На газоне стоит настоящий музейный экспонат: подлинная пушка, отлитая в 1810 году. Она, видимо, участвовала в войне 1812 года, а, много лет спустя, снималась в картинах «Война и мир», «Бородино», «Тот самый Мюнхгаузен», «Емельян Пугачев», «Чокнутые»...
Старый город и Калуга, и Париж
Еще можно пройти и в знаменитый мосфильмовский яблоневый сад, первые деревья которого посадил классик советского кино, знаменитый украинский режиссер Александр Довженко. (Ах, как пахнет яблоками на «Мосфильме» в конце лета!) А можно пойти и на пруды... В саду снималась «Барышня-крестьянка», из новых картин – сериал «Институт благородных девиц». Пруды стали местом действия «Садко» («Буря в море-окияне»), Ледового побоища в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
«Всегда хочется чем-то поразить воображение гостей, – говорит Елена Львовна. – Чем-то зрелищным, необычным, присущим только этому месту. Для киностудии это, конечно же, большие натурные декорации. А декорации, как правило, – временное строение, которое быстро разбирают. Но художник Людмила Кусакова создала такую декорацию старой Москвы к фильму Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть», что она стоит и работает вот уже десять лет. Ее можно реставрировать, менять какие-то элементы. Художник объединила в ней разные районы Москвы: и мещанские, и дворянские, и рабочие. В результате получился универсальный вариант, где можно снимать разные фильмы. Возможности кино безграничны, а старинные города чем-то похожи между собой. С 2004 года в Старом городе сняли больше ста картин. Он превращался и в Париж, и в Лондон, и в Копенгаген... К нам приезжают гости из Тулы и говорят: это Тула! А гости из Калуги видят Калугу...»
В декорациях «старой Москвы» снимались фильмы «Статский советник», «Гибель империи», «Мертвые души», «Анна Каренина», «Андерсен» и многие другие. Узкие улочки, уютные площади, арки, дворы, палисадники. Мостовая, мощеная булыжником. Барская усадьба с двуглавым орлом над воротами, белыми колоннами, красивыми полукруглыми окнами и настоящей кованой оградой. Дом с крыльцом, в глубине двора – деревянный сарай, колодец, навесы для инструментов, верстаки для столярных работ. Пожарное отделение с вышкой. На домах вывески: «Винный погреб Е.П. Маршина», «Портной Иван Доброхотов из иностранцев», «Парикмахер В.П. Петров». Магазины, рестораны, гостиницы... И много-много церквей, как это было в старой Москве. В окнах шторы, веселые занавески. Только жалко, что заглянешь за отвернувшуюся занавеску, а там пусто...
Легенды «Мосфильма» бесчисленны, и мы продолжим вспоминать их на страницах нашей газеты. Следующая экскурсия – в музей киностудии.
--
Татьяна СемашкоФото: Кирилл Журавок