Православию научат?
Основы веры в школьной программе: если речь об изучении ее исторических корней, с предметом справится и обычный учитель, если же мы говорим о духовном выборе ребенка, наставник должен иметь богословское образование.
«Скоро в школу, в учебной программе моего сына в этом году впервые в порядке эксперимента появится предмет «основы православия». Мы в нашей семье вроде бы считаем себя православными, но до воцерковления еще предстоит путь. Волнуюсь: преподавание такого предмета в школе может как раскрыть истоки и глубину нашей веры, так и заболтать, извините, высокое и светлое в учебной суете... Как вы считаете?
Людмила Попова, Ново-Переделкино»
Этот вопрос нашей читательницы мы адресовали председателю комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антону ПАЛЕЕВУ.
– Стоит ли вводить предмет «основы православия» в школе? Так, очевидно, вопрос сегодня не стоит: потребность в нем есть. Другое дело – с какой целью добавлять его в школьное расписание. От этого зависят объем программы и способ его преподавания. Если предмет вводить для того, чтобы дети получили знания по основам православия, узнали его исторические корни, азы обрядов, влияние на культуру и быт народа, тогда достаточно сделать его факультативом, может быть, даже просто добавив только специальный блок в учебник истории. Вести его вполне могли бы учителя истории – эта задача им по силам.
Но если мы заявляем, что не азы православной культуры даем, а закладываем основы православной веры, здесь должен быть совсем другой подход. Вопрос стоит не столько о качестве и наполнении программы – я ее изучал, и мне она показалась достаточно интересной и емкой, а в том, кто будет ее преподавать. Мне кажется, что учителя истории не дадут тех знаний и это вряд ли приведет к чему-то хорошему. Православное мировоззрение, вера могут зародиться только при общении с нравственным и духовным человеком. Для чего преподавать основы православия и духовной культуры просто как историческое знание? Кому это нужно?
Это такое тонкое направление! Ни в коем случае православие нельзя навязывать плеткой и штыками, грубо подталкивать к нему не нужно. Если в силу каких-то традиций у ребенка уже есть интерес к православию, он хочет его изучать, что называется, по зову сердца, – другое дело. Возможно, у него верующие родственники, он воспитывался в православной семье и уже знает какие-то элементарные вещи именно с позиции православного человека. И вот к нему в класс является учитель истории и начинает обо всем рассказывать с позиции исторического реализма. Это провал!
В данном случае фигура учителя, как никогда, важна. Может быть и обратная ситуация: ребенок воспитывался в семье, далекой от православия, но у него самого возникла потребность узнать об этом больше. Может, на это повлияла фигура преподавателя – православного батюшки, для которого такой урок не 40 минут личного времени, а образ жизни, о котором он готов поведать своим ученикам, посвятить их в это (само слово «посвятить» удачно к этому подходит).
Вот если у школ будет возможность пригласить для преподавания этого предмета священника или подготовленного человека – может, что-то и получится. Освоить духовность на курсах нельзя – она должна быть заложена в человеке, и только тогда он сможет чему-то научить, передать это своим ученикам.
В одном я уверен. Станут преподавать историки – получится предмет с дополнительным историческим материалом. Его можно обсуждать не как предмет о православной вере, а как факультатив о вероучениях различных конфессий и религий. Православие, конечно, является у нас преобладающей религией и по численности верующих, и по культурным традициям. Но сейчас в школах много учеников разных национальностей, у которых иная вера. Может, стоит добавить изучение основ этих вероисповеданий? Вопрос непростой.
Если будет выбран исторический подход, надо отказаться от претензий на духовность. Не нужно ожидать от учеников, что они пойдут в храмы, станут православными. Они просто получат некие основы, как зародилось православие, каким образом и насколько оно влияло на культуру и быт народа. Здесь же можно будет преподавать и основы русского зодчества.
Конечно, при условии качественного преподавания и с учетом желания и внутренней потребности учеников, без всяких цифровых показателей (сколько новых православных дал курс, сколько человек пришло в храм) – считаю, это может быть интересно и полезно. Сама программа неплохая, но, учитывая, что в современном образовании все результаты должны быть четко измерены, я не вполне понимаю, как это будет выглядеть: будут ли экзамены по основам православия, зачеты, практические занятия?
Православие у русских людей идет из глубины души, от чистого сердца, связано с исключительной верой в основы православного вероучения, которые для каждого верующего незыблемы. Мне кажется, только с этой точки зрения можно подходить к преподаванию предмета: насколько его прочувствовали педагог и ученики, есть ли у них внутренняя потребность к его изучению.
«Скоро в школу, в учебной программе моего сына в этом году впервые в порядке эксперимента появится предмет «основы православия». Мы в нашей семье вроде бы считаем себя православными, но до воцерковления еще предстоит путь. Волнуюсь: преподавание такого предмета в школе может как раскрыть истоки и глубину нашей веры, так и заболтать, извините, высокое и светлое в учебной суете... Как вы считаете?
Людмила Попова, Ново-Переделкино»
Этот вопрос нашей читательницы мы адресовали председателю комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антону ПАЛЕЕВУ.
– Стоит ли вводить предмет «основы православия» в школе? Так, очевидно, вопрос сегодня не стоит: потребность в нем есть. Другое дело – с какой целью добавлять его в школьное расписание. От этого зависят объем программы и способ его преподавания. Если предмет вводить для того, чтобы дети получили знания по основам православия, узнали его исторические корни, азы обрядов, влияние на культуру и быт народа, тогда достаточно сделать его факультативом, может быть, даже просто добавив только специальный блок в учебник истории. Вести его вполне могли бы учителя истории – эта задача им по силам.
Но если мы заявляем, что не азы православной культуры даем, а закладываем основы православной веры, здесь должен быть совсем другой подход. Вопрос стоит не столько о качестве и наполнении программы – я ее изучал, и мне она показалась достаточно интересной и емкой, а в том, кто будет ее преподавать. Мне кажется, что учителя истории не дадут тех знаний и это вряд ли приведет к чему-то хорошему. Православное мировоззрение, вера могут зародиться только при общении с нравственным и духовным человеком. Для чего преподавать основы православия и духовной культуры просто как историческое знание? Кому это нужно?
Это такое тонкое направление! Ни в коем случае православие нельзя навязывать плеткой и штыками, грубо подталкивать к нему не нужно. Если в силу каких-то традиций у ребенка уже есть интерес к православию, он хочет его изучать, что называется, по зову сердца, – другое дело. Возможно, у него верующие родственники, он воспитывался в православной семье и уже знает какие-то элементарные вещи именно с позиции православного человека. И вот к нему в класс является учитель истории и начинает обо всем рассказывать с позиции исторического реализма. Это провал!
В данном случае фигура учителя, как никогда, важна. Может быть и обратная ситуация: ребенок воспитывался в семье, далекой от православия, но у него самого возникла потребность узнать об этом больше. Может, на это повлияла фигура преподавателя – православного батюшки, для которого такой урок не 40 минут личного времени, а образ жизни, о котором он готов поведать своим ученикам, посвятить их в это (само слово «посвятить» удачно к этому подходит).
Вот если у школ будет возможность пригласить для преподавания этого предмета священника или подготовленного человека – может, что-то и получится. Освоить духовность на курсах нельзя – она должна быть заложена в человеке, и только тогда он сможет чему-то научить, передать это своим ученикам.
В одном я уверен. Станут преподавать историки – получится предмет с дополнительным историческим материалом. Его можно обсуждать не как предмет о православной вере, а как факультатив о вероучениях различных конфессий и религий. Православие, конечно, является у нас преобладающей религией и по численности верующих, и по культурным традициям. Но сейчас в школах много учеников разных национальностей, у которых иная вера. Может, стоит добавить изучение основ этих вероисповеданий? Вопрос непростой.
Если будет выбран исторический подход, надо отказаться от претензий на духовность. Не нужно ожидать от учеников, что они пойдут в храмы, станут православными. Они просто получат некие основы, как зародилось православие, каким образом и насколько оно влияло на культуру и быт народа. Здесь же можно будет преподавать и основы русского зодчества.
Конечно, при условии качественного преподавания и с учетом желания и внутренней потребности учеников, без всяких цифровых показателей (сколько новых православных дал курс, сколько человек пришло в храм) – считаю, это может быть интересно и полезно. Сама программа неплохая, но, учитывая, что в современном образовании все результаты должны быть четко измерены, я не вполне понимаю, как это будет выглядеть: будут ли экзамены по основам православия, зачеты, практические занятия?
Православие у русских людей идет из глубины души, от чистого сердца, связано с исключительной верой в основы православного вероучения, которые для каждого верующего незыблемы. Мне кажется, только с этой точки зрения можно подходить к преподаванию предмета: насколько его прочувствовали педагог и ученики, есть ли у них внутренняя потребность к его изучению.
--
Лилия Иванова