Крыша для авто
«Нам под силу решить гаражную проблему в общих интересах», – уверен Александр Милявский. Депутат делится опытом и предлагает решения.
Не секрет, что проблема нехватки гаражей и машиномест в столице – одна из наиболее острых. С одной стороны, автомобили, не имеющие крыши над головой, а точнее – над кузовом, доставляют лишнюю головную боль своим владельцам. С другой – дворы и тротуары становятся непроходимыми из-за обилия машин, которые хозяевам просто негде оставить.
Об этой проблеме и о том, как она решается в некоторых районах Западного административного округа, мы беседуем с депутатом Московской городской думы Александром МИЛЯВСКИМ.
Пора «ракушек» миновала давно
– Александр Борисович, в чем, по-вашему, корень московской гаражной проблемы?
– В этой сфере непросто обстоят дела в любом мегаполисе, и уж тем более – в таком быстро растущем и развивающемся, как наша Москва. При этом улицы и дворы центра и окраин города запружены машинами по разным причинам. Именно в центральной части расположены многие государственные учреждения и коммерческие организации. А значит, сюда по будним дням люди едут на работу или по делу. Но чтобы припарковать автомобиль, в центре немного мест, как это нужно. Крупные подземные гаражи там не построить в достаточном количестве из-за обилия подземных коммуникаций и архитектурных особенностей исторического центра. Многоэтажные парковки не вписать в сложившийся архитектурный ансамбль, а для плоскостных просто нет места. В результате бывали годы, когда у нас, по некоторым подсчетам, до 15% улично-дорожной сети занимали автомобили, припаркованные возле обочин.
На окраинах другая проблема. Жилищное строительство активно наступает на площади, занимаемые раньше платными охраняемыми стоянками. Разумеется, в новые дома заселяются семьи, у которых тоже есть автомобили, и не всегда по одному на семью. Кроме того, встает вопрос транспортной инфраструктуры. А для строительства новых дорог и расширения имеющихся порой требуется земля, занятая гаражными кооперативами. Таким образом, машин становится больше, а количество площадей, где их можно было бы припарковать, сокращается.
– А какие меры принимаются, чтобы переломить эту ситуацию?
– Политику предыдущих десятилетий в этом вопросе сложно назвать продуманной, эффективной и уж тем более успешной. Одно время люди практически были предоставлены самим себе и пытались решить проблему с помощью хаотически возводимых где только можно и даже нельзя «ракушек». В результате город обзавелся еще одной головной болью. По широко распространенному мнению, эти конструкции приносят больше вреда, чем пользы. Они нередко занимают места зеленых зон и детских площадок, уродуют архитектурный облик столицы, раздражают местных жителей.
Лужковская программа «народный гараж» также оказалась недостаточно эффективной. Ее реализация часто сопровождалась скандалами, а сами гаражи не пользовались популярностью у москвичей из-за неудачного расположения и дороговизны. Можно сказать, что более-менее системно и основательно за дело взялись только в последние годы. Обеспечение жителей Москвы местами хранения автомобильного транспорта декларируется в качестве одной из задач госпрограммы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы». Программой предусматривается, в частности, строительство капитальных и многоуровневых парковок на 543 тысячи машиномест и строительство еще 52 тысяч машиномест во всех типах гаражей. Вообще же по итогам реализации программы предполагается довести обеспеченность населения местами хранения автомобильного транспорта до 70%.
Нужно искать универсальное решение
– Известно, что вы как депутат неоднократно принимали участие в решении проблем «гаражников» ЗАО. Можете рассказать об этом подробнее?
– Например, была проблема с гаражно-строительным кооперативом «Олимпийская семья» в районе Тропарево-Никулино. В соответствии с первоначальным проектом реконструкции Парка школьников, находящегося поблизости, часть гаражей должна была пойти под снос. Я неоднократно встречался с жителями, владельцами гаражей, представителями муниципальной и городской власти, архитекторами, старался, чтобы благоустройство парка отвечало пожеланиям людей и не задевало ничьих интересов. В итоге удалось добиться изменения проекта, и гаражи «Олимпийской семьи» остались на месте, причем не в ущерб благоустройству парка.
Также ко мне обращались представители АСК «Ветеран» из того же Тропарева-Никулина. Они выступили с инициативой строительства на месте своей плоскостной автостоянки современного гаражного комплекса. И готовы были проводить это строительство за счет собственных средств. Как депутат я помогал им в общении с органами власти, направлял письма в департамент городского имущества, в Москомстройинвест, оказал помощь в выборе проектной организации, добивался, чтобы вопрос был вынесен на заседание рабочей группы заместителя мэра по градостроительной политике и строительству. В результате можно сказать, что вопрос решился положительно.
– Как обстоят дела с новыми машиноместами?
– Строительство продвигается. В Солнцеве недавно построен многоуровневый паркинг на улице Производственной, еще раньше – гаражный комплекс в промзоне на Новоорловской. На декабрь запланировано открытие двухэтажной автостоянки на улице Авиаторов. В Тропареве-Никулине один многоэтажный гараж-стоянка должен быть сдан в третьем, а еще один – в четвертом квартале этого года. В Очакове-Матвеевском за прошлый год было введено в эксплуатацию пять объектов, включая наземные паркинги, подземные гаражи и многоуровневый гараж. Но даже при этом на конец прошлого года обеспеченность района машиноместами составляла, по оценкам управы, всего 45,4%.
Разумеется, в этой ситуации не только владельцев гаражей, а также очень многих жителей района серьезно беспокоит угроза сноса гаражей при строительстве южного дублера Кутузовского проспекта. Ведь если не принять необходимых мер, люди лишатся гаражей, а дворы и обочины еще сильнее будут заставлены автомобилями. Я сейчас пытаюсь помочь решению этой проблемы. В частности, добиваюсь, чтобы представители владельцев гаражей были включены в согласительную комиссию по ЮДКП. Но вообще нужно искать универсальное решение, которое было бы принято на уровне Московской городской думы и столичного правительства.
Не компенсацию, а готовый гараж
– И каким же это решение видится вам?
– Я считаю, что от имеющихся сейчас подходов в вопросе предоставления компенсации владельцам идущих под снос гаражей нужно отказаться. Зачастую этих средств недостаточно для приобретения нового полноценного гаража. К тому же владелец нередко использует их по другому назначению.
Я выступаю за другое решение. Город должен гарантированно предоставлять владельцам снесенных гаражей не какую-то сумму денег или участок под строительство, а готовый гараж или место на многоуровневой парковке, причем строго в районе проживания. И готовы эти новые гаражи и паркинги должны быть не после, а до того, как возьмутся сносить старые. Ведь когда мы сносим ветхие «хрущевки», сначала строим новые дома, переселяем в них людей и уже потом ломаем старые, а не наоборот. Именно так и следует поступать с гаражами.
А если уж все-таки говорить о возможности денежной компенсации, то следует предусмотреть такие механизмы, чтобы она была, во-первых, адекватной по величине, а во-вторых, не могла бы расходоваться на что-либо другое, кроме приобретения гаража или машиноместа. Подобные механизмы не являются фантастикой. Они существуют, например, при выплате «материнского капитала».
Думаю, что, несмотря на быстрое развитие города и рост количества автомобилей, нам будет по силам решить гаражную проблему, если работать над ней системно, основательно и в общих интересах.
Не секрет, что проблема нехватки гаражей и машиномест в столице – одна из наиболее острых. С одной стороны, автомобили, не имеющие крыши над головой, а точнее – над кузовом, доставляют лишнюю головную боль своим владельцам. С другой – дворы и тротуары становятся непроходимыми из-за обилия машин, которые хозяевам просто негде оставить.
Об этой проблеме и о том, как она решается в некоторых районах Западного административного округа, мы беседуем с депутатом Московской городской думы Александром МИЛЯВСКИМ.
Пора «ракушек» миновала давно
– Александр Борисович, в чем, по-вашему, корень московской гаражной проблемы?
– В этой сфере непросто обстоят дела в любом мегаполисе, и уж тем более – в таком быстро растущем и развивающемся, как наша Москва. При этом улицы и дворы центра и окраин города запружены машинами по разным причинам. Именно в центральной части расположены многие государственные учреждения и коммерческие организации. А значит, сюда по будним дням люди едут на работу или по делу. Но чтобы припарковать автомобиль, в центре немного мест, как это нужно. Крупные подземные гаражи там не построить в достаточном количестве из-за обилия подземных коммуникаций и архитектурных особенностей исторического центра. Многоэтажные парковки не вписать в сложившийся архитектурный ансамбль, а для плоскостных просто нет места. В результате бывали годы, когда у нас, по некоторым подсчетам, до 15% улично-дорожной сети занимали автомобили, припаркованные возле обочин.
На окраинах другая проблема. Жилищное строительство активно наступает на площади, занимаемые раньше платными охраняемыми стоянками. Разумеется, в новые дома заселяются семьи, у которых тоже есть автомобили, и не всегда по одному на семью. Кроме того, встает вопрос транспортной инфраструктуры. А для строительства новых дорог и расширения имеющихся порой требуется земля, занятая гаражными кооперативами. Таким образом, машин становится больше, а количество площадей, где их можно было бы припарковать, сокращается.
– А какие меры принимаются, чтобы переломить эту ситуацию?
– Политику предыдущих десятилетий в этом вопросе сложно назвать продуманной, эффективной и уж тем более успешной. Одно время люди практически были предоставлены самим себе и пытались решить проблему с помощью хаотически возводимых где только можно и даже нельзя «ракушек». В результате город обзавелся еще одной головной болью. По широко распространенному мнению, эти конструкции приносят больше вреда, чем пользы. Они нередко занимают места зеленых зон и детских площадок, уродуют архитектурный облик столицы, раздражают местных жителей.
Лужковская программа «народный гараж» также оказалась недостаточно эффективной. Ее реализация часто сопровождалась скандалами, а сами гаражи не пользовались популярностью у москвичей из-за неудачного расположения и дороговизны. Можно сказать, что более-менее системно и основательно за дело взялись только в последние годы. Обеспечение жителей Москвы местами хранения автомобильного транспорта декларируется в качестве одной из задач госпрограммы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы». Программой предусматривается, в частности, строительство капитальных и многоуровневых парковок на 543 тысячи машиномест и строительство еще 52 тысяч машиномест во всех типах гаражей. Вообще же по итогам реализации программы предполагается довести обеспеченность населения местами хранения автомобильного транспорта до 70%.
Нужно искать универсальное решение
– Известно, что вы как депутат неоднократно принимали участие в решении проблем «гаражников» ЗАО. Можете рассказать об этом подробнее?
– Например, была проблема с гаражно-строительным кооперативом «Олимпийская семья» в районе Тропарево-Никулино. В соответствии с первоначальным проектом реконструкции Парка школьников, находящегося поблизости, часть гаражей должна была пойти под снос. Я неоднократно встречался с жителями, владельцами гаражей, представителями муниципальной и городской власти, архитекторами, старался, чтобы благоустройство парка отвечало пожеланиям людей и не задевало ничьих интересов. В итоге удалось добиться изменения проекта, и гаражи «Олимпийской семьи» остались на месте, причем не в ущерб благоустройству парка.
Также ко мне обращались представители АСК «Ветеран» из того же Тропарева-Никулина. Они выступили с инициативой строительства на месте своей плоскостной автостоянки современного гаражного комплекса. И готовы были проводить это строительство за счет собственных средств. Как депутат я помогал им в общении с органами власти, направлял письма в департамент городского имущества, в Москомстройинвест, оказал помощь в выборе проектной организации, добивался, чтобы вопрос был вынесен на заседание рабочей группы заместителя мэра по градостроительной политике и строительству. В результате можно сказать, что вопрос решился положительно.
– Как обстоят дела с новыми машиноместами?
– Строительство продвигается. В Солнцеве недавно построен многоуровневый паркинг на улице Производственной, еще раньше – гаражный комплекс в промзоне на Новоорловской. На декабрь запланировано открытие двухэтажной автостоянки на улице Авиаторов. В Тропареве-Никулине один многоэтажный гараж-стоянка должен быть сдан в третьем, а еще один – в четвертом квартале этого года. В Очакове-Матвеевском за прошлый год было введено в эксплуатацию пять объектов, включая наземные паркинги, подземные гаражи и многоуровневый гараж. Но даже при этом на конец прошлого года обеспеченность района машиноместами составляла, по оценкам управы, всего 45,4%.
Разумеется, в этой ситуации не только владельцев гаражей, а также очень многих жителей района серьезно беспокоит угроза сноса гаражей при строительстве южного дублера Кутузовского проспекта. Ведь если не принять необходимых мер, люди лишатся гаражей, а дворы и обочины еще сильнее будут заставлены автомобилями. Я сейчас пытаюсь помочь решению этой проблемы. В частности, добиваюсь, чтобы представители владельцев гаражей были включены в согласительную комиссию по ЮДКП. Но вообще нужно искать универсальное решение, которое было бы принято на уровне Московской городской думы и столичного правительства.
Не компенсацию, а готовый гараж
– И каким же это решение видится вам?
– Я считаю, что от имеющихся сейчас подходов в вопросе предоставления компенсации владельцам идущих под снос гаражей нужно отказаться. Зачастую этих средств недостаточно для приобретения нового полноценного гаража. К тому же владелец нередко использует их по другому назначению.
Я выступаю за другое решение. Город должен гарантированно предоставлять владельцам снесенных гаражей не какую-то сумму денег или участок под строительство, а готовый гараж или место на многоуровневой парковке, причем строго в районе проживания. И готовы эти новые гаражи и паркинги должны быть не после, а до того, как возьмутся сносить старые. Ведь когда мы сносим ветхие «хрущевки», сначала строим новые дома, переселяем в них людей и уже потом ломаем старые, а не наоборот. Именно так и следует поступать с гаражами.
А если уж все-таки говорить о возможности денежной компенсации, то следует предусмотреть такие механизмы, чтобы она была, во-первых, адекватной по величине, а во-вторых, не могла бы расходоваться на что-либо другое, кроме приобретения гаража или машиноместа. Подобные механизмы не являются фантастикой. Они существуют, например, при выплате «материнского капитала».
Думаю, что, несмотря на быстрое развитие города и рост количества автомобилей, нам будет по силам решить гаражную проблему, если работать над ней системно, основательно и в общих интересах.
--
Павел Амелькин