О своей Великой Отечественной войне в тылу врага рассказывает житель Западного округа Москвы, бывший партизан Валентин СТАРОСТИН
К нам в редакцию пришло письмо. «Меня зовут Мария. Мой дедушка Валентин Федорович Старостин - участник войны, работал заместителем главного ведущего конструктора ракет «Рокот» и «Протон» в конструкторском бюро генерального конструктора В.Н. Челомея. Специально к 70-й годовщине Дня Победы написал небольшую статью о войне и своей жизни. Надеюсь, она вас заинтересует, и вы сможете опубликовать ее в вашей газете». 29 июня в России отмечалась памятная дата - День партизан и подпольщиков, мы предоставляем слово одному из них.
Валентин Федорович Старостин закончил десятилетку в 1939 году, поступил в Московский авиационный институт, но через три месяца учебы был призван в ряды РККА, и направлен в гарнизон города Дубно Ровненской области обслуживать 46-й истребительный полк 15 авиадивизии Киевского особого военного округа (КОВО).
РАССКАЗ ВЕТЕРАНА
- Через год, 22 июня 1941 года, когда Германия напала на СССР, наш авиаполк достойно встретил врага, сбив в первые дни войны 12 немецких бомбардировщиков Heinkel-111. Застигнутые внезапным нападением, наши войска оказывали посильное сопротивление врагу, но вынуждены были отходить на восток, так как силы были не равны. Из-за отсутствия у Красной Армии опыта ведения современной войны и слабого руководства войсками, после сдачи Киева 520 тыс. человек из армий Юго-Западного фронта оказались в плену у врага. Не удалось избежать этой участи и мне. Невыносимые издевательства врага, голод, болезни... Я постоянно думал о побеге и предпринимал несколько попыток. Так в городе Лубны я был в группе военнопленных, пытавшихся рыть подкоп на свободу. Нашелся предатель, и каждый второй из пленных был расстрелян, я чудом остался жив. Мне помог член подпольного Житомирского обкома партии врач Иван Першин, я не только вышел на свободу из лагеря в Бердичеве, но был спасен от неминуемой смерти. Мое физическое состояние было ужасным - кровавая дизентерия, дистрофия и кровоточащие за месяцы пребывания в плену ноги.
В то время, согласно директиве заместителя наркома обороны Льва Мехлиса, каждый, кто попал в плен - предатель Родины. Каждый человек, оказавшийся перед угрозой плена, даже не по своей вине, обязан был покончить жизнь самоубийством, т. е. к десяткам миллионов погибших на войне прибавились бы несколько миллионов самоубийц. По мнению Мехлиса, вернувшись с войны, пройдя через ад неволи, военнопленные должны встретить к себе такое отношение, чтобы они раскаялись в том, что в 1941 году не лишили себя жизни. А ведь мертвые не воюют.
Я искал и нашел подпольную патриотическую группу в бывшем совхозе «М. Носовка» Черниговской области в 17 км южнее города Нежина. Руководил подпольем, а затем и партизанской борьбой секретарь Носовского РК партии Михаил Стратилат. Я вступил в Носовский партизанский отряд Героя Советского Союза Н.Д. Симоненко, а затем в партизанское соединение Героя Советского Союза И.М. Бовкуна «За Родину», воевал разведчиком.
КАК ЭТО БЫЛО
Если до 1938 года, со времен Гражданской войны существовала программа ведения партизанской войны с созданием тайных складов с продовольствием и боеприпасами, то в 1939 приказом сверху все было уничтожено, и сама идея организации партизанских действий на случай войны, была отвергнута. Призывы и попытки создания партизанских отрядов в 1941 на Украине не имели успеха из-за неудач и отступления Красной Армии. Лишь 30 мая 1942 году вышло постановление о создании Центрального штаба партизанского движения СССР и УкрШПД (*шпд - штабы партизанского движения). Подпольные обкомы, райкомы партии начали создавать подпольные патриотические группы и отряды районного значения. Эффективно вели борьбу в 1943 году крупные партизанские соединения под командованием опытных командиров Красной Армии из Москвы и секретарей обкомов партии. Они совершали тысячекилометровые рейды, поднимали на партизанскую борьбу население Украины, и оказывали большую помощь регулярным войскам Красной Армии, срывая немецким войскам поставки людских резервов, техники и боеприпасов. Все основные пункты и железнодорожные узлы магистралей, близкие к фронтам, находились под контролем партизанских отрядов. Наше партизанское соединение «За Родину», дислоцировавшееся вблизи Днепра у Окуниново, Чернобыля, Теремцов и Верхних Жар, еще до подхода Красной Армии захватило переправу через Днепр и отражало яростные атаки немецких войск, танков и авиации, пытавшихся захватить или уничтожить переправы и охранявших их партизан. Мы несли большие потери, наш батальон из 185 партизан у Теремцов во время бомбардировки немецкими He-111 потерял 150 человек, но переправу отстоял. Подошедшие части 13-й армии Центрально фронта сходу переправились на правый берег Днепра. Это была колоссальная битва, ее фронт растянулся на 750 километров. Во время налета, находясь на наплавном мосту, я был контужен, сброшен в Днепр, но остался жив.
Битва за Днепр отчетливо продемонстрировала силу и мощь партизанского движения. «Рельсовая война», проведенная советскими партизанами с сентября по октябрь 1943 года, значительно осложнила снабжение немецких войск, вынудила противника отвлекать с фронта значительные силы для охраны и обеспечения своих тыловых коммуникаций. Огромная роль нашего партизанского соединения в форсировании Днепра была отмечена командованием. Звания Героя Советского Союза удостоены командир партизанского соединения «За Родину» И.М. Бовкун и командиры полков соединения Н.Д. Симоненко, А.И. Шеверев. Всего же по Украине 95 партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза (С.А Ковпак и А.Ф. Федоров - дважды).
ПАРТИЗАНСКИМИ ТРОПАМИ
С первых дней пребывания в партизанском отряде я был разведчиком и участвовал в операциях по разгрому полицейских управ, уничтожении эшелонов врага на железной дороге Киев-Нежин-Бахмач. Первой на железной дороге была операция по разрушению рельсовой колеи - удаление костылей (взрывчатки тогда в отряде не было). В марте 1943 г. шесть паровозов, шедших на Харьков в единой сцепке, не только полетели под откос, но и разрушили мост через речку. 29 июня 1943 г. принимал активное участие в разгроме и уничтожении двух бронепоездов врага, один из них назывался «Адольф Гитлер». Не обошлось при этом без жертв среди партизан, тогда погибли и два моих закадычных друга. Регулярно командир отряда направлял меня в разведку для сбора сведений о враге, подготовке нападений на партизан крупных сил немцев и полиции, а также данных о засылке шпионов в отряд. Разведчики играли большую роль в защите партизан от внезапного нападения противника.
Летом 1943 г. в группе разведчиков я был направлен на западный берег Днепра для того, чтобы обнаружить и зафиксировать укрепления Восточного вала от Окуниново до Теремцов. Нами было выявлено 12 дотов и дзотов, эти сведения оказали нашим войскам помощь при форсировании Днепра. К тому времени я был уже в особом отделе 1-го полка и неоднократно выполнял задания М.Д. Виноградова -начальника особого и политического отделов соединения «За Родину», с которым у меня сложились дружеские отношения. Он поручил мне раскрыть засланных в соединение шпионов, действовавших в интересах немцев. Мне удалось выполнить это задание успешно. Вершиной партизанского движения на Украине, конечно, была масштабная помощь Красной Армии в операции по форсированию Днепра.
В октябре 1943 г. соединение «За Родину» было расформировано, а партизаны влились в ряды Красной Армии.
КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА
Меня направили командиром взвода рабочей роты военно-восстановительного отряда Днепровского военно-восстановительного управления УССР. Служил в Чернигове, Киеве, Новгород-Северском. В 1944 г. отозван для продолжения учебы в Московском авиационном институте, а в 1950 году с дипломом направлен в опытное конструкторское бюро генерального конструктора Сергея Владимировича Ильюшина, где работал ведущим конструктором по управлению самолетами (ИЛ-62). С 1962 г. в ОКБ-52 генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея работал над разработкой ракет в должности заместителя главного ведущего конструктора ракет «Рокот» и «Протон».
С 1983 г. после ухода на пенсию 10 лет избирался председателем комиссии содействия Кунцевского РВК при ДЭЗ-11. С 1996 г. работаю в московском комитете ветеранов войны, в объединенном совете ветеранов краснознаменного Черноморского флота. А с 2006 г. в объединенном совете партизан и подпольщиков - председателем комиссии по увековечиванию памяти партизан и подпольщиков. Награжден тремя орденами и тридцатью боевыми, трудовыми и юбилейными медалями. Инвалид 1 группы (по военной травме). Воинское звание - капитан запаса.