Под стук колес. Первая женщина-машинист рассказывает о своей работе

Под стук колес. Первая женщина-машинист рассказывает о своей работе

Елена Лысенко-Салтыкова — на сегодняшний день единственная в России женщина, которая имеет право на управление электропоездом. Она работает машинистом в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на электропоездах, курсирующих на Киевском направлении Московской железной дороги.

«Здесь расположены, пожалуй, одни из самых живописных маршрутов. Чего только стоит сам Киевский вокзал с его дебаркадером – шедевр архитектуры. «Новопеределкино», другие платформы и перегоны между ними прекрасны в любое время года», - говорит Елена.

Кем быть?

Нам было интересно узнать, почему Елена решила связать свою жизнь с железной дорогой. Ведь ее родители работали в авиации. «Я действительно первый железнодорожник в семье. У меня мама – стюардесса, папа – пилот, дедушка был военным летчиком. Я тоже, будучи маленькой, хотела выбрать связанную с небом специальность.

Но решение изменила практически в один момент, когда наш пятый класс отправили на экскурсию на детскую железную дорогу, расположенную в подмосковном поселке Кратово. Оказавшись в кабине локомотива, сразу поняла, что хочу быть машинистом. Стала регулярно посещать занятия. Мы с другими ребятами управляли составом под надзором взрослых инструкторов. Родители мой выбор поддержали», - рассказывает девушка.

Училась она в Колледже транспорта в столичном районе Люблино. Не раз на своем пути студентка сталкивалась с различными трудностями. Главная проблема – устройство на практику. «Во многих депо говорил прямо – женщин мы не берем, а где-то находили другие причины для отказа», - вспоминает она. Закончить обучение удалось после прохождения внепоездной практики в качестве слесаря по ремонту. В итоге получила диплом по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава», который дает право занимать должности техника, слесаря и помощника машиниста.

Свадьба на колесах

В Центральной пригородной пассажирской компании Елена работает с 2018 года. Здесь же познакомилась с будущим мужем, который занимает должность машиниста. Свадьбу сыграли в День влюбленных, 14 февраля. Торжество состоялось в электропоезде «Иволга». «Супруг всегда и во всем помогает. Во многом благодаря его поддержке я решила освоить профессию машиниста. Сложностей в процессе обучения не было, программа давалась легко. Приходилось решать только организационные вопросы – где и с кем оставить нашего малыша. Активно помогали дедушки и бабушки», - отмечает Елена.

Рабочие будни

Сегодня ее рабочая смена длится 12 часов. «Минимальный по расстоянию маршрут – от Москвы до платформы «Новопеределкино», максимальный – до станции «Калуга-1»», - рассказывает она. По мнению Елены, машинист – это, скорее, не профессия, а образ жизни. «Организм привыкает постоянно находиться в движении», - считает девушка.

Наша беседа проходит в кабине машиниста. «Но должность подразумевает также работу на улице. Перед отправкой необходимо проверить состав, выявить возможные дефекты. Хотите покажу, как это происходит?», - спрашивает Елена, и, надев сигнальный ярко-оранжевый жилет со светоотражающими полосами, легко спускается по ступеням из локомотива на землю. «Молотком я простукиваю колеса, гайки. Если они недостаточно закреплены, то начинают дребезжать. Обязательно нужно закрутить, - комментирует свои действия машинист. - А эти краны следует открыть для того, чтобы выпустить пар, который скапливается во время работы компрессора». Хрупкая девушка легко управляется с громоздкими инструментами.

Наблюдая за ее работой, кажется, что все происходит как по волшебству. «Я люблю то, чем занимаюсь. Каких-либо сложностей в процессе не испытываю. Если честно, тяжелее всего дается публичность. Приходится много общаться с прессой, отвечать на вопросы. В интернете нередко встречаю различные комментарии. Большинство, конечно, положительные. Но бывает и критика. В основном по поводу того, что не женская это профессия. Стараюсь не обращать внимания. Гораздо важнее мнение профессионалов, коллег. И они, чаще всего, довольны результатами моей работы», - отмечает Елена.

На досуге

Чем же занимается в свободное время первая женщина-машинист? Елена увлекается ландшафтным дизайном. В ее квартире есть мини-огород. Сейчас здесь, в основном, растет зелень: петрушка, укроп. Девушка мечтает о своем дачном участке, на котором она могла бы воплотить все свои идеи.

-- Елена Краснова Фото автора


← Татьянин день: как его праздновали раньше, и что ждет студентов МГУ сегодня

→ Barbie в метро. На станции «Воробьевы горы» открылась новая выставка


©