Как учиться с удовольствием и отдыхать с пользой: советы опытного педагога

Как учиться с удовольствием и отдыхать с пользой: советы опытного педагога

Летом родители обычно проводят больше времени с детьми, особенно это касается школьников на каникулах. Корреспондент «НЗМ» побеседовала с научным сотрудником Института изучения детства, семьи и воспитания, педагогом, кинезиологом, специалистом по дошкольному развитию, руководителем группы раннего развития «Капелька» и программы «Гимнастика мозга» филиала СДЦ «Тропарёво-Никулино» МЦ «Галактика» Анной Бояринцевой о том, чем занять детей, и как правильно подойти к вопросам обучения и игр.

- Лето - прекрасное время, когда можно отдохнуть и набраться сил. Любая прогулка по пересечённой местности - это отличная тренировка всех мышечных систем организма, при этом наше зрение и слух отдыхают. Чтобы ребёнку не было скучно, можно изучать с ним виды деревьев, кустарников, ягод, других растений, птиц, насекомых, собирать гербарий, шишки, камушки, тем самым, познавая окружающий мир. Если на прогулке несколько детей, то можно поиграть в прятки, в мяч или другие подвижные игры, - советует Анна. - Любые впечатления, которые получил ребёнок, можно превратить в продукт творчества: что-то нарисовать, слепить.

Анна подчёркивает, что родителям важно узнать интересы ребёнка. Играть можно не только на природе, но и дома.

В чём особенности метода Монтессори

Педагог придерживается метода доктора Марии Монтессори. Это касается и учеников, и своих собственных детей. Мария была врачом, учителем, философом и антропологом. Её прогрессивный взгляд был устремлен далеко вперед за пределы своего времени, и её труды всё также очень актуальны сегодня.

- Опираясь на это учение, сама среда - лучший учитель, и стоит готовить её так, будто птичка-мама создаст наиболее удобное гнездо для своих птенцов. Вместо того, чтобы диктовать, что и когда должен изучать ребёнок, мы проектируем классную комнату или комнату дома так, чтобы удовлетворить его потребности, помочь ему познавать мир через гармонию красоты и порядка, - объясняет Анна. - Это требует огромных усилий, но это вознаграждается, когда ребёнок входит в эту среду и вдохновляется учиться.

У каждого ребёнка свой темп развития

Анна рассказывает, что в основе метода Монтессори лежит понятие о том, что каждый ребенок индивидуален:

- Дети вряд ли овладеют одинаковыми навыками или будут иметь одинаковые интересы в одно и то же время. Мы приветствуем эту уникальность и позволяем каждому ребёнку развиваться в своём темпе. Считаем, что обучение - это естественный внутренний процесс, который развивается спонтанно. Когда мы доверяем ребёнку, часто удивляемся тому огромному количеству освоения материала, которое происходит благодаря внутреннему побуждению детей.

При работе по методу Монтессори для того, чтобы сподвигнуть детей соблюдать правила или бороться с плохим поведением, не используются награды и наказания.

- Когда ребёнок плохо себя ведёт, мы сначала исследуем причины, по которым он демонстрирует такое поведение (голодный, усталый, чрезмерно стимулированный, тестирование границ), а затем мы размышляем о том, поможет ли нам изменение в подготовленной среде, или его нужно научить навыкам решения определённой проблемы, чтобы предотвратить её повторение. Мы никогда не стыдим и не унижаем, - отмечает Анна.

Дети берут пример со взрослых

Для учителей Монтессори преподавать урок ребёнку - это искусство. Например, для привлечения внимания детей 3-6 лет, нужно говорить очень мало, движения должны быть медленными и обдуманными. Это позволяет ребёнку сосредоточиться на действиях и запомнить мелкие детали, которые могут быть забыты, если при этом одновременно и говорить.

- Мы преподаем «уроки вежливости» (хороших манер), обращаясь с нашими детьми так, как мы хотим, чтобы относились к нам. При обучении нужно говорить спокойно и с уважением к чувствам детей, держать себя в равновесии и бережно обращаться с предметами, - уточняет Анна. - Ребята зорко наблюдают за взрослыми, даже когда мы не осознаем этого, и они будут подражать нашему поведению и отношению.

Педагоги Монтессори считают, что дети учатся лучше всего, когда они могут свободно двигаться в течение дня. Они не должны быть ограничены партами или рабочими столами. Им должно быть позволено передвигаться в своей среде, посещать уборную так часто, как им нравится, и работать в различных сидячих или стоячих положениях.

-- Екатерина Магдыч Фото: из личного архива Анна Бояринцевой


← Защититься от насекомых экологичным способом: поговорим о натуральных репеллентах

→ Музей Победы приглашает на онлайн-выставку «Наследники Суворова»